Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2006 N Ф04-995/2006(20440-А03-7) по делу N А03-6158/05-36 Дело об оспаривании решения уполномоченного органа в части отстранения муниципального предприятия от участия в конкурсе и выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира третьему лицу направлено на новое рассмотрение, поскольку необходимо исследовать мотивы отстранения от участия в конкурсе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2006 г. N Ф04-995/2006(20440-А03-7)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Егорьевского района “Охотничье“ на решение от 19.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6158/05-36 по заявлению муниципального унитарного предприятия Егорьевского района “Охотничье“ к администрации Алтайского края, с участием заинтересованного лица - охотничье-рыболовного потребительского кооператива “Природа“, об оспаривании ненормативных правовых актов,

установил:

муниципальное унитарное предприятие Егорьевского района “Охотничье“ (далее - МУП “Охотничье“) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Алтайского края (далее - Администрация) о признании незаконным решения, зафиксированного в пункте 25 протокола заседания
конкурсной комиссии от 15.03.2005 N 1 по предоставлению территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в Алтайском крае, в части отстранения его от участия в конкурсе и выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира охотничье-рыболовному потребительскому кооперативу “Природа“ на заявленную территорию общей площадью 114196 га сроком на 49 лет; признании недействительным пункта 27 распоряжения Администрации от 30.03.2005 N 201-р о предоставлении охотничье-рыболовному потребительскому кооперативу “Природа“ заявленной территории Егорьевского района общей площадью 114196 га для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 49 лет; обязании Администрации провести новый конкурс на предоставление территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, расположенных в административных границах Егорьевского района Алтайского края, в строгом соответствии с действующим законодательством.

Определением от 29.06.2005 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен охотничье-рыболовный потребительский кооператив “Природа“ (далее - кооператив “Природа“).

Решением от 19.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края МУП “Охотничье“ отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе МУП “Охотничье“, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении от 19.10.2005, фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации не согласился с доводами кассационной жалобы МУП “Охотничье“, считая их несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кооперативом “Природа“ отзыв на кассационную жалобу МУП “Охотничье“ не представлен.

Арбитражный суд кассационной
инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и приведенных в судебном заседании, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, 22.01.2005 в газете “Алтайская правда“ опубликовано извещение о проведении 15.03.2005 конкурса по предоставлению территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в Алтайском крае.

Для участия в конкурсе МУП “Охотничье“ подало заявку на предоставление в пользование территории общей площадью 223431 га в пределах административных границ Егорьевского района, за исключением заказника “Егорьевский“, сроком на 25 лет.

Конкурсной комиссией данная заявка была отклонена в связи с несоответствием ее требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, что отражено в пункте 25 протокола заседания комиссии от 15.03.2005 N 1.

Комиссией единогласно принято решение о выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира кооперативу “Природа“ на заявленную территорию общей площадью 114196 га сроком на 49 лет.

На основании решения конкурсной комиссии Администрацией издано распоряжение от 30.03.2005 N 201-р, в соответствии с пунктом 27 которого кооперативу “Природа“ предоставлена заявленная территория Егорьевского района для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 49 лет.

Полагая, что решение конкурсной комиссии в части отстранения его от участия в конкурсе, выдачи лицензии на пользование объектами животного мира кооперативу “Природа“ и изданное на его основании распоряжение Администрации от 30.03.2005 N 201-р не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, МУП “Охотничье“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании их недействительными и обязании Администрации провести новый конкурс на предоставление территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, расположенных в административных границах Егорьевского района Алтайского края, в соответствии с нормами действующего законодательства.

Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным решения конкурсной комиссии об отстранении МУП “Охотничье“ от участия в конкурсе, Арбитражный суд Алтайского края исходил из того, что в судебном порядке могут быть обжалованы только решения, принятые организатором конкурса, к которым конкурсная комиссия не относится. В отношении требований о признании недействительными решений конкурсной комиссии о выдаче лицензии на пользование объектами животного мира кооперативу “Природа“ и изданного на его основании распоряжения Администрации суд указал, что фактически МУП “Охотничье“ оспариваются результаты конкурса, рассмотрение которых возможно только в рамках искового производства.

Кассационная инстанция не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.

В сложившейся ситуации у МУП “Охотничье“ в силу норм действующего законодательства имелось два способа защиты своего нарушенного права. Во-первых, заявитель на основании статьи 449 Гражданского кодекса РФ мог предъявить иск о признании недействительным конкурса, проведенного с нарушением соответствующих правил, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Второй способ, который и выбрал истец, - обжалование решений конкурсной комиссии и распоряжения Администрации в порядке, определяемом главой 24 АПК РФ, регулирующей рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов и должностных лиц.

Указанные способы защиты нарушенного права могут привести к одному результату - при наличии оснований право заявителя участвовать в конкурсе на предоставление в пользование территорий для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, подтверждается судом и суд обязывает ответчика
совершить действия, необходимые для реализации истцом (заявителем) права на получение в пользование объектов животного мира в соответствии с действующим законодательством. Выбор способа защиты зависит от волеизъявления лица, чье право нарушено, а задачей судопроизводства в соответствии со статьей 2 АПК РФ является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в рамках заявленных ими требований.

Согласно статье 198 АПК РФ организации, граждане и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу и во взаимосвязи части 2 статьи 27, статьи 197, части 1 статьи 198, статьи 199, части 2 статьи 200 АПК РФ участвующими в деле лицами при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов публичной власти и должностных лиц помимо заявителя является орган или должностное лицо, акты или решения (действия) которого оспариваются.

Право на обращение с заявлением о признании недействительными ненормативных актов названных органов связано с фактами существования этих актов как форм волеизъявления, содержащих властные предписания, влекущие для лиц, которых они касаются, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений. При этом форма, в которой изложено решение, наименование документа, которым оно оформлено,
не влияют на возможность его обжалования.

Как следует из объявления в газете “Алтайская правда“ организатором конкурса, который состоялся 15.03.2005, является Администрация, что соответствует пункту 10 Правил предоставления территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в Алтайском крае, и порядку выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (далее - Правила), утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 10.11.2002 N 597.

Названным постановлением утверждены также Положение о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурсов на предоставление территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в Алтайском крае (далее - Положение), и состав конкурсной комиссии.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения конкурсная комиссия по представлению территорий акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, создается в целях стабильного и длительного пользования охотничьих животных, сохранения их разнообразия и естественного воспроизводства, дальнейшего вовлечения и координации действий в этих вопросах заинтересованных государственных органов и организаций, полномочиями которой являются организация и проведение конкурсов.

В силу пунктов 1.3 и 4 Положения решения конкурсной комиссии, принятые при проведении конкурса, оформляются протоколами. Как правильно указал суд, оформление конкурсной комиссией других документов, помимо протокола, Положение не предусматривает.

Пункт 25 протокола от 15.03.2005 N 1 содержит решение конкурсной комиссии об отстранении МУП “Охотничье“ от участия в конкурсе, то есть ограничение прав хозяйствующего субъекта.

Таким образом, решения конкурсной комиссии, оформленные протоколом, и распоряжение Администрации от 30.03.2005 N 201-р могут быть оспорены в суде в порядке статьи 198 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд
осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд Алтайского края не выполнил требования указанной статьи.

Доводы арбитражного суда о том, что МУП Егорьевского района “Охотничье“ должно было обжаловать заключение от 11.03.2005 Управления по охоте, контролю и регулированию использования охотничьих животных Алтайского края, явившееся основанием для отклонения конкурсной комиссией заявки от участия его в конкурсе, являются необоснованными, поскольку данное заключение носит предварительный характер, а окончательное решение по вопросу участия в конкурсе принимает конкурсная комиссия. При рассмотрении заявленных требований суду необходимо было исследовать мотивы, послужившие основанием для отказа МУП Егорьевского района “Охотничье“ в участии в конкурсе, и дать им надлежащую оценку, исходя в том числе и из того, являлось ли нарушение, допущенное в заявке, существенным и неустранимым.

Исходя из вышеизложенного, кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции принято по неисследованным материалам и недостаточно обосновано, в связи с чем подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть спор по существу заявленных требований с учетом всех обстоятельств дела и действующего законодательства, дать надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и представленных в их подтверждение доказательствам, а также разрешить вопрос о судебных расходах, в том числе по кассационной жалобе.

Руководствуясь
пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6158/05-36 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.