Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2006 N Ф04-3087/2005(19295-А75-25) Поскольку операции по реализации услуг, связанных с транспортировкой нефти на экспорт, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, налогоплательщик, оплативший указанные услуги, не имеет права на возмещение НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2006 года Дело N Ф04-3087/2005(19295-А75-25)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Нижневартовск, на решение от 31.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-283/05 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “СП “Ваньеганнефть“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при участии третьего лица - открытого акционерного общества “АК “Транснефть“ о признании недействительным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Совместное предприятие “Ваньеганнефть“ (далее -
общество “Ваньеганнефть“, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу (в настоящее время межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу, далее - налоговый орган) от 16.08.2004 N 10/22952 в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость 27542893 руб. и об обязании налогового органа устранить нарушение прав общества: осуществить возмещение указанной суммы налога путем зачета в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, уплачиваемому по ставке 18 процентов.

Решением суда от 11.01.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано, поскольку в представленных заявителем счетах-фактурах указана не подлежащая применению ставка налога на добавленную стоимость по операциям по оказанию услуг реализации нефти на экспорт.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2005 указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. При этом суд кассационной инстанции указал, что налогоплательщик (в данном случае перевозчик), у которого отсутствовал полный пакет документов для подтверждения правомерности применения льготной ставки, должен включить указанную реализацию в объект налогообложения по ставке 18 процентов и уплатить налог на добавленную стоимость в полном объеме в бюджет. Однако судом первой инстанции данное обстоятельство не проверялось, также не исследовалось и не дана оценка доводам налогового органа о возможности представления налогоплательщиком-перевозчиком в налоговый орган по месту учета пакета документов в подтверждение ставки 0 процентов.

В постановлении от 18.05.2005 суд кассационной инстанции также указал, что из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004
N 169-О во взаимосвязи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2001 следует, что праву на возмещение из бюджета сумм налога корреспондирует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме, следовательно, для признания обоснованности применения заявленных налогоплательщиком вычетов необходимо проверить, воспользовался ли перевозчик правом по применению ставки 0 процентов по реализации услуг по транспортировке нефти на экспорт и если такое право в установленном порядке не использовано, то следует установить, уплачен ли перевозчиком в бюджет налог на добавленную стоимость, полученный от общества “Ваньеганнефть“.

При новом рассмотрении дела в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено открытое акционерное общество “АК “Транснефть“ (далее - общество “Транснефть“, перевозчик).

Решением от 31.08.2005 требования налогоплательщика удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика в полном объеме. Указывает, что применение ставки 18 процентов к операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, является неправомерным.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.

В отзыве на жалобу и в судебном заседании представители налогоплательщика с требованиями налогового органа не согласились, просили судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда от 28.07.2005 и постановления апелляционной инстанции от 22.09.2005, изучив доводы жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из
материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной обществом “Ваньеганнефть“ декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2004 года, а также документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, налоговым органом принято решение от 16.08.2004 N 10/22952 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 27542893 руб.

Основанием для отказа в возмещении данной суммы налога явилось, по мнению налогового органа, неправомерное применение обществом “Транснефть“ налоговой ставки в размере 18 процентов при реализации услуг по транспортировке нефти на экспорт, подлежащей согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложению по ставке 0 процентов. Следовательно, общество “Транснефть“ не вправе было предъявлять к оплате налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов обществу “Ваньеганнефть“.

Предъявляя в арбитражный суд требование о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за рассматриваемый период, общество “Ваньеганнефть“ указало, что сумма налога на добавленную стоимость уплачена им обществу “Транснефть“ при приобретении услуг по транспортировке нефти на основании заключенного между ними договора от 22.12.2003 N 0004071.

Согласно пункту 2.1.24 названного договора транспортировке нефти на экспорт общество “Ваньеганнефть“ в соответствии с требованиями Кодекса обязалось представлять обществу “Транснефть“ пакет документов, подтверждающих факт экспорта товаров, не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем транспортировки. Стороны также условились: если после транспортировки такие документы обществом “Ваньеганнефть“ не будут представлены в сроки, определенные пунктом 2.1.24 договора, общество дополнительно к цене услуг будет уплачивать перевозчику налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов (абзац второй пункта 9.12 договора).

Удовлетворяя требования налогоплательщика, судебные инстанции пришли к выводу о том,
что факт транспортировки нефти в таможенном режиме экспорта, факт приобретения услуг по транспортировке для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также факт перечисления заявителем налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов на основании выставленных обществом “Транснефть“ счетов-фактур подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, указанные счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, все условия, определенные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, обществом “Ваньеганнефть“ выполнены.

Между тем суд первой и апелляционной инстанции не учел следующее.

Операции, связанные с реализацией услуг по транспортировке, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

При реализации услуг по транспортировке нефти перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 Кодекса).

Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Следовательно, применение налогоплательщиком к операциям по реализации услуг транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.

Таким образом, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат взысканию с заявителя.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом
2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-283/05 отменить, принять новое решение. В удовлетворении требований ООО “СП “Ваньеганнефть“ отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “СП “Ваньеганнефть“ в доход федерального бюджета госпошлину в размере 4000 рублей. Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.