Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2006 по делу N А42-7543/2005 В удовлетворении требования о признании незаконным отказа Комитета по территориальному планированию и градостроительству администрации города предоставить организации на условиях аренды земельный участок под строительство комплекса по разгрузке, переработке и хранению рыбопродукции правомерно отказано, поскольку организация предварительно не согласовала с органом местного самоуправления место размещения спорного объекта.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 4 июля 2006 года Дело N А42-7543/2005“

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2006 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2006 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего И.А.Сериковой, судей Я.В.Баркановой, В.В.Горшелева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В.Сухиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4115/2006) (заявление) ООО “Саами“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.02.2006 по делу N А42-7543/2005 (судья Л.Е.Дмитриевская) по иску (заявлению) ООО “Саами“ к Администрации г. Мурманска о признании незаконным отказа Комитета по территориальному планированию и градостроительству,
при участии: от истца (заявителя) - не явились, уведомлены (увед. N 58143); от ответчика (должника) - представителя Овдиенко Е.Г. по доверенности N 05-42/07 от 10.01.2006 (паспорт); от 3-го лица - не явились, уведомлены (увед. N 58145),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Саами“ обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по территориальному планированию и градостроительству Администрации г. Мурманска предоставить на условиях аренды земельный участок по ул. Подгорной в г. Мурманске с кадастровым номером 51:20:01-01-155:098:Р общей площадью 14500 кв.м под строительство комплекса по разгрузке, переработке и хранению рыбопродукции в соответствии с прилагаемым проектом организации строительства и пояснительной запиской к проекту; обязании ответчика предоставить на условиях аренды земельный участок по ул. Подгорной в г. Мурманске с кадастровым номером 51:20:01-01-155:098:Р общей площадью 20530 кв.м под строительство комплекса по разгрузке, переработке и хранению рыбопродукции; обязании ответчика выдать соответствующий акт выбора испрашиваемого земельного участка.

Решением арбитражного суда от 27.02.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО “Саами“ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.02.2006 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Податель жалобы считает, что отказ в предоставлении земельного участка ввиду отсутствия согласованной и утвержденной проектной документации является незаконным. По мнению подателя жалобы, лицо, которое просит предоставить земельный участок под строительство, начинает заниматься разработкой и утверждением проектной документации в силу статей 29 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации только после оформления акта выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном месте размещения объекта для строительства.

Администрация г. Мурманска возражает против удовлетворения апелляционной жалобы. В обоснование своих
доводов ответчик ссылается на то, что процедура предварительного согласования места размещения объекта для последующего получения им земельного участка в аренду под строительство прямо предусмотрена земельным законодательством, о чем Администрация сообщила Обществу в письме N 688/02-19 от 03.05.2006 в ответ на заявление о предоставлении ему земельного участка.

Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства ООО “Саами“ в судебное заседание не явилось, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением представителя Общества в очередном отпуске. Апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства, поскольку оно направлено на затягивание судебного процесса.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел дело без его участия.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 01.04.2005 ООО “Саами“ обратилось в Администрацию г. Мурманска с заявлением о предоставлении в пользование на условиях аренды в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, земельного участка по ул. Подгорной в г. Мурманске площадью 14500 кв.м (кадастровый номер 51:20:01-01-155:098:Р) под строительство комплекса по разгрузке, переработке и хранению рыбопродукции.

Администрация г. Мурманска в лице Комитета по территориальному планированию и градостроительству рассмотрела заявление и отказала Обществу в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что проектная документация в установленном порядке не согласована, а постановление Администрации г. Мурманска от 11.03.1997 N 630 “О резервировании за фирмой “Саами“ земельного участка по ул. Подгорной под комплекс по разгрузке, переработке и хранению рыбопродукции“ отменено постановлением от 16.06.2004 N 522. Кроме того, указано также на то, что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для последующего принятия
решения о предоставлении земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

Полагая отказ неправомерным, ООО “Саами“ обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

С учетом положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предоставление спорного земельного участка под строительство возможно только с предварительным согласованием места размещения объекта.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

ООО “Саами“, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, не представило доказательств выполнения требований названной нормы закона. Общество не обращалось в орган местного самоуправления, осуществляющий в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. К моменту обращения с заявлением от 01.04.2005 проведение работ по формированию спорного земельного участка, а также его государственный кадастровый учет в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской
Федерации, не были осуществлены.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно статье 35 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Поскольку в отношении спорного земельного участка не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, заявителем не соблюдены процедуры выбора земельного участка, установления его границ и определения разрешенного использования в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Администрации предоставить истцу названный земельный участок для строительства.

Арбитражный суд также правомерно указал на то, что статьи 30 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений, обязывающих исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также осуществить все действия, связанные с предоставлением земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 названного Кодекса, по заявлению заинтересованного лица.

Доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку отказ Администрации в предоставлении земельного участка основан на неисполнении самим ответчиком действий, предписанных законом по предоставлению земли, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

ходатайство ООО “Саами“ об отложении рассмотрения дела отклонить.

Решение арбитражного суда Мурманской области от 27.02.2006 по делу N А42-7543/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление
может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕРИКОВА И.А.

Судьи

БАРКАНОВА Я.В.

ГОРШЕЛЕВ В.В.