Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2006 по делу N А56-6793/2006 Признавая незаконным постановление налогового органа о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов, суд указал, что судебно-экспертное учреждение правомерно осуществляло прием денежных средств в кассу на основании бланков строгой отчетности, изготавливаемых компьютерным способом.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 19 июня 2006 года Дело N А56-6793/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2006 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2006 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горбачевой О.В., судей Будылевой М.В., Протас Н.И., при ведении протокола судебного заседания Качаловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4765/2006) Управления ФНС по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2006 по делу N А56-6793/2006 (судья Трохова М.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ
к Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Санкт-Петербургу, Управлению ФНС по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления и решения, при участии: от заявителя - Эпштейн В.А. (доверенность от 04.04.06 N 1709), Плугарева В.В. (доверенность от 20.01.06); от ответчика - Панин А.С. (доверенность от 07.04.06 N 03-05/00857), Любимов П.В. (доверенность от 15.06.06 N 15-07/15554), Проявкина Т.А. от 29.03.06 N 15-07/07480,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 08.12.2005 N 01-53-286 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.

Решением суда от 13 апреля 2006 года заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено в полном объеме, поскольку Общество вместо контрольно-кассовой машины использовало бланки строгой отчетности.

В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование жалобы указано, что форма бланка строгой отчетности для использования при расчетах с населением изготовлена не типографским способом, не содержит обязательных реквизитов, не может быть признана бланком строгой отчетности. В связи с указанными обстоятельствами при оказании услуг Учреждение обязано применять контрольно-кассовую технику.

Надлежаще оформленный отзыв на апелляционную жалобу представлен в материалы дела.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.

Представители Учреждения возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой
инстанции оставить без изменения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании поручения руководителя Инспекции налоговым инспектором проведена проверка соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. В ходе проверки установлено нарушение требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон “О применении ККТ“), выразившееся в осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые услуги без применения контрольно-кассовой машины с выдачей квитанций. Факты неоприходования денежной наличности в кассу, осуществления расчетов с юридическими лицами наличными средствами, несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств в ходе проверки не установлены.

В акте проверки от 16.11.2005 N 014533/1 указано, что оплата за экспертизу от Щеглова Ю.И. отражена в реестре платежей от физических лиц, счет и квитанция формы 10 подшиты к закладному листу кассовой книги, сумма оприходована, отражена по кассовой книге.

В присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 25 ноября 2005 года N 014533. В протоколе отражено, что учреждение использовало при осуществлении денежных расчетов с населением квитанции ОКУД 0504510, которые при приеме оплаты распечатываются на компьютере с автоматическим проставлением номера. Учет бланков по установленной форме не ведется.

На основании материалов проверки руководителем Инспекции вынесено постановление от 08.12.2005 N 01-53/286 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовой машины при ведении расчетов за оказанные услуги в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Общество, считая, что оно при осуществлении денежных расчетов с населением не должно применять контрольно-кассовую технику,
поскольку использует бланки строгой отчетности, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление, суд сделал вывод о том, что Общество необоснованно привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при расчетах за оказанные услуги, поскольку вправе применять квитанцию (форма ОКУД 0504510), утвержденную Министерством финансов Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Инспекцией оспаривается правомерность использования Обществом бланков, поскольку используемые бланки не соответствуют требованиям законодательства, не содержат обязательных реквизитов, не могут быть признаны бланками строгой отчетности.

Суд пришел к правильному выводу о праве Общества использовать при наличных денежных расчетах бланки строгой отчетности. Инспекцией не доказано, что используемые Обществом квитанции являются ненадлежащими бланками строгой отчетности и не обеспечивают необходимого учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона “О применении ККТ“ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, а пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с этим Положением, но не позднее 01.01.2007.

Учреждение в своей деятельности использует квитанции (бланки) строгой отчетности (ф. 10). Согласно разъяснению Министерства юстиции РФ от 21.03.02 (л.д. 33) прием денежных
средств в кассу судебно-экспертного учреждения Минюста РФ может осуществляться по квитанциям формы 10.

Квитанция формы 10 (по ОКУД 0504510) утверждена в качестве бланка строгой отчетности Приказом Минфина РФ от 30.12.99 N 107н.

Согласно письму Минфина РФ от 23 августа 2001 года N 16-00-24/70 “О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением“ формы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. При изготовлении документов строгой отчетности допускается вносить изменения в части расширения, сужения граф с учетом значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для записи необходимой информации. Обязательного требования об изготовлении бланков строгой отчетности по утвержденным формам исключительно типографским способом установлено не было.

Бланки строгой отчетности по форме 10, изготавливаемые компьютерным способом, используются Учреждением для осуществления денежных расчетов с населением до введения в действие Федерального закона “О применении ККТ“ и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171.

Действительно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171, утвердившим Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, определены обязательные реквизиты бланков строгой отчетности, в том числе указание на наименование изготовителя бланка, а также предусматривается типографский способ изготовления бланков строгой отчетности. При этом до 1 января 2007 года предусмотрено право хозяйствующих субъектов применять формы бланков строгой отчетности, утвержденных в соответствии с ранее установленными требованиями.

При утверждении формы квитанции (бланка) формы 10 по ОКУД 0504510 Министерство финансов РФ не устанавливало обязательности его изготовления исключительно типографским способом, так же как и не предусматривало обязательное указание на бланке наименования изготовителя, наличие только шестизначного номера квитанции.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции признается
правомерным применение при осуществлении денежных расчетов с населением до 1 января 2007 года бланков квитанций по форме 10, изготовленных на компьютере.

Использование Учреждением при осуществлении наличных денежных расчетов бланков строгой отчетности формы 10, утвержденной Письмом Минфина РФ от 10.11.95 N 16-00-30-38, изготовленных не типографским способом, но отвечающих требованиям указанного Письма Минфина РФ, не может рассматриваться как правонарушение, влекущее ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 апреля 2006 года по делу N А56-6793/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

ПРОТАС Н.И.