Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2006 по делу N А56-43030/2005 Заявление о признании незаконным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за осуществление торговли без применения контрольно-кассовой техники удовлетворено правомерно, поскольку налоговым органом в процессе привлечения организации к данной ответственности были нарушены процессуальные нормы права.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 6 мая 2006 года Дело N А56-43030/2005“

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2006 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2006 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Г.В.Борисовой, судей И.Б.Лопато, М.А.Шестаковой, при ведении протокола судебного заседания Л.Н.Мацур, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2909/2006) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2005 по делу N А56-43030/2005 (судья Алешкевич О.А.) по заявлению ООО “Меандр“ к Межрайонной инспекции ФНС N 11
по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления от 24.02.2005 N 20-11-5/3382к о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при участии: от заявителя: Нитенко Л.Г. - директор ( ответчика: Черницкого Д.В. (доверенность от 25.04.2006 N 03-06/03121),

УСТАНОВИЛ:

ООО “Меандр“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по г. Санкт-Петербургу от 24.02.2005 N 20-11-5/3382к о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление торговли без применения контрольно-кассовой техники.

Решением суда первой инстанции заявленные требования ООО “Меандр“ удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по г. Санкт-Петербургу от 24.02.2005 N 20-11-5/3382 в связи с существенными процессуальными нарушениями, допущенными налоговым органом при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить в полном объеме, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что вина общества в совершенном правонарушении доказана, каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела налоговым органом не допущено.

Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснил, что при принятии оспариваемого постановления допущены процессуальные нарушения, общество не было извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266
- 271 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по г. Санкт-Петербургу проведена проверка ООО “Меандр“ по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ) и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745.

В ходе проверки установлено, что 10.02.2005 в 16.50 в магазине общества, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 44, денежные расчеты при оплате приобретенного полиэтиленового пакета стоимостью 3 рубля осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники.

По результатам проверки составлены акт от 10.02.2005 N 00000083, протокол об административном правонарушении от 10.02.2005 N 35/83, из которых следует, что работником общества произведена продажа товара без применения контрольно-кассового аппарата, что является нарушением ст. 5 Закона РФ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт“. На основании материалов проверки налоговым органом принято постановление от 24.02.2005 N 20-11-5/3382к о привлечении ООО “Меандр“ к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за реализацию товара без применения контрольно-кассовой техники в виде штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда.

ООО “Меандр“ с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности с процессуальным нарушением, без надлежащего извещения общества о месте и времени
рассмотрения административного дела. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО “Меандр“, в полном объеме оценил факт совершенного обществом административного правонарушения, обратив внимание на допущенное налоговым органом формальное процессуальное нарушение, что привело к вынесению налоговым органом незаконного постановления о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт“ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Материалами дела установлено, что продавец ООО “Меандр“ продала товар (пакет полиэтиленовый) без применения контрольно-кассовой техники, указанный факт отражен в акте проверки от 10.02.2005 N 00000083 и протоколе об административном правонарушении от 10.02.2005 N 35/83, которые составлены в соответствии с требованиями ст. 28.2, 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, налоговым органом доказан факт совершенного обществом административного правонарушения, за которое согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В силу ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть
рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как видно из протокола об административном правонарушении от 10.02.2005 N 35/83, общество было извещено надлежащим образом о назначении рассмотрения административного дела на 16.02.2005. Между тем, как усматривается из материалов дела, дело об административном правонарушении рассмотрено 24.02.2005 без участия законного представителя общества.

В материалах дела имеются доказательства о надлежащем извещении общества о рассмотрении административного дела, назначенного только на 15.02.2005. Налоговый орган не представил суду доказательств надлежащего уведомления общества о назначенных дате и времени рассмотрения дела в связи с отложением рассмотрения административного дела на 24.02.2005.

Таким образом, в нарушение ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях общество не было извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, чем были нарушены его права и интересы.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2005 по делу N А56-43030/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

БОРИСОВА Г.В.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

ШЕСТАКОВА М.А.