Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 по делу N А42-9657/2005 Налогоплательщик правомерно при исчислении и удержании НДФЛ исключил из налоговой базы сумму иностранной валюты, поскольку выплаты в данной валюте взамен суточных, производимые членам экипажей судов рыболовецких хозяйств, являются, по существу, компенсационными и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 2 мая 2006 года Дело N А42-9657/2005“

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2006 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2006 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Будылевой М.В., судей Горбачевой О.В., Протас Н.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2377/2006) Инспекции ФНС России по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.01.2006 по делу N А42-9657/2005 (судья Галко Е.В.), принятое по заявлению СПК РК “СЕВЕР“ к Инспекции ФНС России по
г. Мурманску о признании частично недействительными решения N 10806 от 08.09.2005, требования N 74771 от 08.09.2005, при участии: от заявителя - Горюнова Т.В. по доверенности от 18.08.05; от ответчика - Спящий А.Ю. по доверенности от 13.02.06 N 01-14-30-33/014520,

УСТАНОВИЛ:

сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз “Север“ (далее - Кооператив, Предприятие) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 08.09.2005 N 10806 и требования N 74771 от 08.09.2005 в части доначисления и уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 549369 руб., соответствующих пени и налоговых санкций по ст. 123 НК РФ.

Решением суда от 12.01.2006 требования Кооператива удовлетворены.

В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение от 12.01.2006 и принять новое об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, компенсация Кооперативом работникам расходов по проезду к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно личным транспортом на основании представленных физическими лицами отпускных удостоверений с отметкой в месте проведения отпуска, а также по чекам на приобретение бензина облагается налогом на доходы физических лиц. По мнению налогового органа, компенсация указанного вида проезда должна осуществляться в размере наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем, а именно в размере стоимости проезда в общем вагоне пассажирского поезда.

Кроме того, Инспекция считает, что выплаты инвалюты взамен суточных членам экипажа судов являются по существу надбавкой к заработной плате за особые условия труда и подлежат налогообложению в составе заработной платы на общих основаниях, к которым не
может применяться п. 3 ст. 217 НК РФ.

В отзыве Кооператив, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.

Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебное заседание представители Кооператива не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Законность решения суда проверена в апелляционном порядке.

Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления Кооперативом в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.02 по 31.12.03, правильности и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога за 2002 - 2003 г. налоговый орган установил ряд нарушений. В частности, налоговый агент в нарушение пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 33 и 35 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее - Закон N 4520-1), пункта 39 Инструкции от 22.11.90 N 2 “О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами“, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР (далее - Инструкция N 2), не включил в налоговую базу физических лиц - работников предприятия за 2002 - 2003 годы суммы, выплаченные им
в качестве компенсации “стоимости проезда к месту отдыха и обратно на личном автотранспорте в местности проведения отдыха“. Названное нарушение привело к неудержанию с физических лиц 1254 руб. налога на доходы.

Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что Кооперативом в нарушение п. 1 ст. 210, п. 3 ст. 217, п. 3 ст. 225 НК РФ при определении налоговой базы работников предприятия за 2002 - 2003 г. не были учтены выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов. Указанное нарушение привело к доначислению налога на доходы физических лиц в сумме 548115 руб.

Результаты проверки отражены в акте налогового органа от 12.08.2005 N 165 (т. 1, л.д. 112).

Решением от 08.09.2005 N 10806дсп Инспекция привлекла налогового агента к ответственности в виде взыскания 134207 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ.

Указанным решением кооперативу доначислен налог на доходы физических лиц в размере 551530 руб., в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 325679 руб.

Предприятие не согласилось с решением налогового органа в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 549369 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных
расходов).

Согласно статье 33 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера“ лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза до 30 килограммов багажа.

В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 2 оплата проезда в отпуск и обратно производится перед отъездом в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других оправдательных документов. При непредставлении проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Также возмещаются расходы по проезду в отпуск и обратно на личном автомобиле. Названная норма Инструкции не противоречит действующему законодательству, а потому подлежит применению.

Правовая конструкция данной нормы позволяет сделать вывод о том, что расходы лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, по проезду в отпуск и обратно на личном автомобиле возмещаются предприятиями в том же порядке, что и расходы лиц, не представивших проездные билеты. В этом случае при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, расходы возмещаются исходя из наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем, то есть независимо от вида используемого транспорта и от того, кому он принадлежит.

Данная позиция также изложена в Решении Верховного Суда РФ от 13.07.2005 N ГКПИ2005-753 по делу
об оспаривании пункта 39 Инструкции “О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами“, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 N 2.

В подтверждение проезда работников к месту использования отпуска на личном автотранспорте представлены чеки автозаправочных станций, справки автотранспортного предприятия (Автовокзал) о норме расхода бензина и документы, подтверждающие право собственности на автомобиль.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования налогового агента по данному эпизоду привлечения его к ответственности по статье 123 НК РФ, доначисления налога на доходы физических лиц и начисления пеней.

Вывод суда о неправомерном доначислении Инспекцией 548115 руб. соответствующих пеней и налоговых санкций, связанном с включением в налоговую базу сумм выплат в иностранной валюте взамен суточных в размере 4216244,14 руб., соответствует положениям действующего законодательства о налогах и сборах.

Порядок исчисления, удержания и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц регулируется нормами главы 23 Налогового кодекса РФ. Согласно статье 210 этой главы при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Вместе с тем в статье 217 НК РФ приведен перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Пунктом 3 данной статьи в этот перечень включены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком
трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). В названной норме также указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также ряд фактически произведенных и документально подтвержденных целевых расходов.

Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Таким образом, нахождение экипажа на судне заграничного плавания во время его эксплуатации не является командировкой, и, соответственно, выплата иностранной валюты взамен суточных не является возмещением расходов по командировке.

Министерство труда и социального развития РФ письмом от 07.08.2003 N 6154-ГП в адрес МНС РФ по вопросу определения характера выплат иностранной валюты взамен суточных, производимых экипажам судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, также разъяснило, что нахождение экипажа на судне заграничного плавания во время его эксплуатации не является командировкой.

В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных сроком, работа, связанная с разъездами или протекающая в пути, должна для работника быть постоянной, и это условие должно быть закреплено в трудовом договоре.

В связи с этим выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности являются компенсационными выплатами, связанными с особыми
условиями труда в море, и производятся в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в пределах норм, установленных распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р и от 03.11.1994 N 1741-р.

В данном случае Кооператив в проверяемый период производил выплату членам экипажей судов заграничного плавания иностранной валюты взамен суточных и в пределах норм, установленных Распоряжением N 819-р, что Инспекция не оспаривает. В силу пункта 1 названного Распоряжения эти выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы предприятий-судовладельцев.

Таким образом, указанные выплаты связаны с особыми условиями труда членов экипажей судов в период заграничного плавания, которые на основании договора с судоходной компанией выполняют трудовые функции при эксплуатации морского судна и несут дополнительные затраты в связи с нахождением за пределами Российской Федерации. Согласно же статье 164 ТК РФ, подлежащей применению к спорным правоотношениям в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ, денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, признаются в рамках названного Кодекса компенсацией.

Выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые членам экипажей судов рыболовецких хозяйств, являются по существу компенсационными выплатами, в пределах норм, установленных нормативно-правовыми актами РФ, и не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Указанная позиция была поддержана Минфином РФ в письме от 31.05.2004 N 04-04-04/63.

При таких обстоятельствах Предприятие правомерно при исчислении и удержании НДФЛ исключало на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ из налоговой базы суммы иностранной валюты, выплаченные членам экипажей судов заграничного плавания взамен суточных и в пределах норм, установленных Распоряжением N 819-р,
которые в силу статьи 164 ТК РФ являются компенсационными выплатами, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

Распоряжение N 819-р, устанавливающее предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания, принято Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции, основанной на положениях статей 6 и 149 ТК РФ, и не противоречит федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Следует также отметить, что право на применение пункта 3 статьи 217 НК РФ не ограничено формой и видом нормативного акта, устанавливающего предельный размер компенсационных выплат.

При указанных обстоятельствах суд правомерно признал решение Инспекции недействительным в обжалуемой Предприятием части.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает решение суда от 12.01.2006 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.01.2006 делу N А42-9657/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

БУДЫЛЕВА М.В.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

ПРОТАС Н.И.