Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2006 по делу N А56-29945/2005 Довод налоговой инспекции о неправомерном предоставлении обществом как налоговым агентом физическим лицам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи ценных бумаг, признан судом несостоятельным, поскольку из материалов дела видно, что общество предоставило имущественный вычет на основании документа, свидетельствующего о нахождении ценных бумаг в собственности физических лиц более трех лет.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 13 марта 2006 года Дело N А56-29945/2005“

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2006 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2006 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Т.И.Петренко, судей И.В.Масенковой, В.А.Семиглазова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.И. Аль Марашдех, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-555/2006) Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 ноября 2005 года по делу N А56-29945/2005 (судья Ю.Н.Звонарева) по заявлению ЗАО “Финансовая компания “ЭКТОИНВЕСТ“
к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Санкт-Петербургу об оспаривании решения инспекции, при участии: от истца (заявителя, взыскателя) - представитель Г.Б.Лисицына по доверенности N 16 от 15.02.2006 (паспорт); от ответчика (должника, заинтересованного лица) - представитель А.С.Прилепа по доверенности N 03-09/7912 от 09.11.2005 (паспорт),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “Финансовая компания “ЭКТОИНВЕСТ“ (далее - Общество, заявитель, ЗАО “Финансовая компания “ЭКТОИНВЕСТ“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.06.2005 N 10-31/316 “О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Решением от 18 ноября 2005 года суд удовлетворил заявленные требования ЗАО “Финансовая компания “ЭКТОИНВЕСТ“.

На указанное решение Инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением положений пункта 3 статьи 214.1, подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Инспекции полностью поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 30 июня 2005 года Инспекцией по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки справок о доходах физических лиц за 2004 год, представленных ЗАО “Финансовая компания “ЭКТОИНВЕСТ“, а также пояснений заявителя, данных в порядке пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией было принято решение N 10-31/316 “О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Основанием для вынесения решения послужило неправомерное предоставление заявителем физическим
лицам налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении доходов за 2004 год, полученных И.И.Пуховой, А.А.Акчуриным, Т.А.Месяцем, Ю.В.Глазуновым, Д.В.Бочаровым, С.О.Соколовым, А.Н.Бизюковым от продажи ценных бумаг.

Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц установлен статьей 210 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.

В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ указано, что особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлены статьей 214.1 Кодекса.

При этом пунктом 4 статьи 214.1 НК РФ установлено, что налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг (погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов) определяется как доход, полученный по результатам налогового периода по операциям с ценными бумагами.

В силу пункта 3 данной статьи Кодекса доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков.

Доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком (включая
расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд), либо имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи в порядке, предусмотренном данным пунктом.

Абзацем тринадцатым пункта 3 статьи 214.1 предусмотрено, что в случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в том числе при продаже иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации.

Согласно части 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами предоставляется в порядке, установленном статьей 214.1 Кодекса.

В силу абзаца четырнадцатого пункта 3 статьи 214.1 НК РФ имущественный налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или у иного лица, совершающего операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.

Абзацем пятнадцатым данной статьи Кодекса предусмотрено, что если расчет и
уплата налога производятся источником выплаты дохода (брокером, доверительным управляющим, управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иным лицом, совершающим операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) в налоговом периоде, имущественный налоговый вычет предоставляется источником выплаты дохода с возможностью последующего перерасчета по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.

И.И.Пухова, А.А.Акчурин, Т.А.Месяц, Ю.В.Глазунов, Д.В.Бочаров, С.О.Соколов, А.Н.Бизюков не представили Обществу иных сведений о фактически произведенных и документально подтвержденных расходах, связанных с получением дохода по операциям купли-продажи ценных бумаг.

Следовательно, Общество как налоговый агент правомерно на основании документа, свидетельствующего о нахождении акций в собственности И.И.Пуховой, А.А.Акчурина, Т.А.Месяца, Ю.В.Глазунова, Д.В.Бочарова, С.О.Соколова, А.Н.Бизюкова более трех лет, предоставило налогоплательщику имущественный вычет в соответствии с положениями статей 220 и 214.1 НК РФ.

Из положений абзаца 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ видно, что право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов при продаже иного имущества обусловлено только фактом нахождения этого имущества в собственности налогоплательщика три года и более.

При этом действующим законодательством не предусмотрена обязательная форма и содержание документа, который подтверждает период владения акциями с целью применения налогоплательщиком имущественного вычета.

Пунктом 7.9.4 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27 “Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг“ предусмотрено лишь право зарегистрированного лица требовать от регистратора предоставления ему справки об операциях по его лицевому счету за любой указанный период времени и корреспондирующая этому праву обязанность регистратора выдать такую справку, содержание которой должно отвечать требованиям данного пункта Положения. Однако данным пунктом Положения не предусмотрена
возможность иных лиц, в том числе и налоговых агентов, требовать от регистратора выдачи такой справки с целью применения имущественных налоговых вычетов, предусмотренных абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ. Кроме того, названное Положение не регулирует налоговых правоотношений, связанных с исчислением и уплатой налога на доходы по операциям с ценными бумагами, а глава 23 НК РФ в этой части не содержит норм, отсылающих к данному Положению.

Следовательно, налоговый агент не вправе требовать от налогоплательщика либо от регистратора предоставления справки, отвечающей требованиям, изложенным в пункте 7.9.4 Положения N 27, с целью применения имущественных налоговых вычетов.

По этим же причинам не может быть принят во внимание и довод жалобы Инспекции о том, что информация о расходах (как и доходах), связанных с операциями купли-продажи ценных бумаг, а также обо всех сопутствующих расходах доступна налогоплательщику и может быть документально подтверждена, так как в данном случае эти операции осуществлялись через профессионального участника рынка ценных бумаг.

В данном случае Инспекция не представила доказательства того, что Общество осуществляло иные операции по купле-продаже ценных бумаг, собственниками которых являются И.И.Пухова, А.А.Акчурин, Т.А.Месяц, Ю.В.Глазунов, Д.В.Бочаров, С.О.Соколов, А.Н.Бизюков, или обладало полной информацией о совершенных налогоплательщиком сделках с этими бумагами в предшествующий период через другого профессионального участника рынка ценных бумаг.

Не может быть признана обоснованной и ссылка налогового органа на непредставление Обществом доказательств наличия объективных причин, по которым И.И.Пухова, А.А.Акчурин, Т.А.Месяц, Ю.В.Глазунов, Д.В.Бочаров, С.О.Соколов, А.Н.Бизюков не смогли представить документальные доказательства понесенных им расходов по операциям с ценными бумагами, поскольку нормы главы 23 НК РФ не возлагают на налогового агента такой обязанности.

При таких обстоятельствах следует
признать, что у налогового органа не было законных оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, по эпизоду, связанному с исчислением Обществом налога на доходы физических лиц за 2004 год по генеральным соглашениям об оказании услуг на организованном рынке ценных бумаг, заключенных с И.И.Пуховой, А.А.Акчуриным, Т.А.Месяцем, Ю.В.Глазуновым, Д.В.Бочаровым, С.О.Соколовым, А.Н.Бизюковым.

Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2005 по делу N А56-29945/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи

МАСЕНКОВА И.В.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.