Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2006 по делу N А56-38207/2005 Поскольку материалами дела подтверждаются факты ввоза налогоплательщиком товаров на таможенную территорию РФ, уплаты НДС в составе таможенных платежей, принятия приобретенных товаров к учету в установленном порядке для последующей перепродажи, а налоговый орган не представил доказательств недобросовестности налогоплательщика, решения налогового органа о доначислении НДС признаны недействительными.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 10 марта 2006 года Дело N А56-38207/2005“

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2006 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2006 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего М.А.Шестаковой, судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой, при ведении протокола судебного заседания секретарем В.И.Агеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-10947/2005) ИФНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 октября 2005 г. по делу N А56-38207/2005 (судья Л.П.Загараева), принятое по заявлению ООО “Финн Форест СПб“ к Инспекции ФНС России по
Московскому району Санкт-Петербурга о признании решения недействительным, при участии: от заявителя - Д.А.Громов по доверенности от 26.02.06 б/н; от ответчика - И.Н.Резник по доверенности от 09.02.06 N 18/2991,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Финн Форест СПб“ обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по Московскому району Санкт-Петербурга N 501, N 502, N 503, N 314 от 23.06.2005 и действия ИФНС России по Московскому району Санкт-Петербурга по зачету суммы НДС в размере 559953 рублей в счет погашения недоимки, образовавшейся по решениям инспекции, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата из бюджета НДС по импорту товаров за июль - декабрь 2004 года и январь 2005 года в сумме 6775778 рублей на расчетный счет ООО “Финн Форест СПб“.

Решением от 10 октября по делу N А56-38207/2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция ФНС России по Московскому району Санкт-Петербурга подала апелляционную жалобу, в которой указано на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и заявил ходатайство о замене инспекции в порядке процессуального правопреемства, в связи с реорганизацией, на Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 23 по Санкт-Петербургу, о чем представил подтверждающие документы.

Ходатайство представителя инспекции о замене стороны в порядке процессуального правопреемства, на основании статьи 48 АПК РФ, удовлетворено.

Представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу
- без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в июле - декабре 2004 года, январе 2005 года общество осуществляло оптовые поставки импортных товаров в Российскую Федерацию, приобретаемых по контрактам N 256-14 от 07.06.2004 с компанией “Splendid Associates LTD“, N 180604/1 от 18.06.2004 с компанией “LINDSAY IMPEX LIMITED“.

По результатам деятельности ООО “Финн Форест СПб“ представило в инспекцию ФНС России по Московскому району Санкт-Петербурга уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 6775778 руб.: за июль 2004 года, согласно которой предъявило к возмещению из бюджета 1405763 рубля налога на добавленную стоимость, за август 2004 года - 1672058 рублей, за сентябрь 2004 года - 1223523 рублей, за октябрь 2004 года - 2003486 рублей, за ноябрь 2004 года - 445564 рублей, за декабрь 2004 года - 97720 рублей, за январь 2005 года - 16669 рублей.

Налоговым органом проведены камеральные проверки налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за июль, август, сентябрь и октябрь 2004 года. По результатам проверок приняты решения N 501, 502, 503, 314 от 23.06.2005.

Согласно решению N 501 от 23.06.2005 обществу уменьшена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, на сумму 1405763 рубля, доначислена сумма НДС в размере 424638 рублей, предложено зачесть из имеющейся переплаты сумму доначисленного налога за июль 2004 года - 424638 рублей и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

В соответствии с решением N 502 от 23.06.2005 обществу уменьшена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета,
на сумму 1672058 рублей, доначислена сумма НДС в размере 675735 рублей, предложено зачесть из имеющейся переплаты сумму доначисленного налога за август 2004 года - 675735 рублей и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Согласно решению N 503 от 23.06.2005 обществу уменьшена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, на сумму 1223523 рубля, доначислена сумма НДС в размере 571852 рубля, предложено зачесть из имеющейся переплаты сумму доначисленного налога за сентябрь 2004 г. - 571852 рубля и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Как следует из решения N 314 от 23.06.2005, общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 за неуплату или неполную уплату сумм налога, в виде штрафа 370839,76 рубля; обществу уменьшена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, на сумму 2003486 рублей; доначислена сумма НДС в размере 682654 рубля; предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций; неуплаченного (не полностью уплаченного) налога - 1854198,80 рубля; пени - 71757,49 рубля; внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

По результатам проверок налоговых деклараций по НДС за ноябрь, декабрь 2004 года и январь 2005 года решений об отказе в возмещении инспекцией не принималось. НДС в общей сумме 559953 рубля, подлежащий возмещению за ноябрь, декабрь 2004 года и январь 2005 года, был зачтен в счет погашения недоимки, доначисленной по вышеуказанным решениям инспекции.

Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда по данному делу о признании незаконными, недействительными решений налогового органа от 23.06.05 N 501, 502, 503 и N 314 и признании незаконными действий инспекции по зачету сумм НДС 559953 руб. в счет погашения недоимки обоснованными,
в связи со следующим.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. Согласно положениям статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Исходя из смысла названных норм, право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактом уплаты им суммы НДС таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и фактом принятия этого товара на учет, а правовое значение такого возмещения - компенсация налогоплательщику затрат по уплате установленного законом налога.

Таким образом, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятия указанных товаров к учету.

Судом первой
инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в составе таможенных платежей произвело уплату НДС в суммах, отраженных в представленных в налоговый орган декларациях; приобретенные товары приняты обществом к учету в установленном порядке; товары приобретены для перепродажи и переданы покупателю.

Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что общество выполнило все необходимые условия, при наличии которых у налогоплательщика возникает право на предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне.

Основанием для принятия вышеназванных решений послужил вывод инспекции о неправомерности применения обществом налоговых вычетов ввиду недобросовестности общества как налогоплательщика.

Апелляционная инстанция считает недостаточно необоснованными и документально доказанными выводы инспекции, изложенные в решении и апелляционной жалобе, о недобросовестности общества.

По мнению инспекции, о недобросовестности общества свидетельствует наличие у него кредиторской задолженности перед иностранными поставщиками, дебиторской задолженности российских контрагентов перед обществом, отсутствие складских помещений и транспортных средств.

Однако, как указано Конституционным Судом РФ в Определении от 16.10.2003 N 329-О, по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.

Следовательно, выводы налоговых органов о недобросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов должны быть подтверждены доказательствами. Перечисленные выше обстоятельства сами по себе такими доказательствами признаны быть не могут.

Так, доводами налогового органа о недобросовестности общества являются, как уже указано, следующие обстоятельства: рост кредиторской и дебиторской задолженности общества; низкая рентабельность сделок; постоянное возмещение НДС из бюджета; отсутствие деловой цели заключаемых сделок и т.п.

Однако данные доводы не подтверждают наличие недобросовестной деятельности общества, направленной
не на получение прибыли, а на возмещение налога из бюджета, поскольку обществом представлены в дело данные (ведомости банковского контроля и др.), свидетельствующие о том, что происходит постоянная оплата инопартнерам за товар; рост возмещения налога из бюджета отчасти объясняется увеличением оборота; общество по итогам налоговых периодов получает прибыль и уплачивает налог на прибыль.

В данном случае общество представило все предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ первичные документы, подтверждающие факты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, оприходование этих товаров обществом и уплату таможенным органам сумм НДС, а также документы, подтверждающие взаиморасчеты общества с покупателями по платежам, произведенным на таможне.

В имеющейся копии оригинала не удается прочесть следующий фрагмент текста: “68265... рубля“.

Согласно решению N 314 общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в виде штрафа, в размере 370839,76 рубля и предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму налоговых санкций, притом что обществу доначислена сумма НДС в размере 68265... рубля.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправомерного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Материалами дела подтверждается, что общество правомерно применило налоговые вычеты, таким образом, у инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2005 по делу N А56-38207/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШЕСТАКОВА М.А.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

САВИЦКАЯ И.Г.