Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2006 по делу N А26-3539/2005 Требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением инвалидам на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте, с Министерства финансов субъекта РФ не подлежит удовлетворению, так как данные убытки должны быть взысканы за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета субъекту РФ для компенсации затрат по реализации названного Закона.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2006 г. по делу N А26-3539/2005

Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М.М.Герасимовой

судей Н.В.Аносовой, Т.С.Лариной

при ведении протокола судебного заседания И.В.Сотовым

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-192/2006) Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия

на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2005 г. по делу N А26-3539/2005 (судья В.И.Коростелева), принятое

по иску ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“

к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству финансов РФ

3-е лицо: Министерство здравоохранения социального развития и спорта Республики
Карелия

о взыскании 515 231 руб.

при участии:

от истца: представитель В.Е.Гречанников по доверенности N 11/7-248 от 29.12.05, представитель Е.С.Дьякова по доверенности N 11/7-252 от 29.12.05

от ответчиков: Минфин РК - не явился, Минфин РФ - представитель Д.Н.Афанасьев по доверенности от 31.01.06

от 3-го лица: не явился

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия о взыскании 515 231 руб. убытков, связанных с предоставлением на основании статей 30, 31 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на междугородных линиях гражданам-инвалидам за ноябрь 2004 г.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.

Решением арбитражного суда от 07.11.05 в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Карелия отказано, заявленная по иску сумма в полном объеме взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просит решение от 07.11.05 отменить, в удовлетворении исковых требований к казне Российской Федерации отказать, мотивируя жалобу следующим:

- источником возмещения заявленных убытков исходя из норм статьи 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 г.“ и статьи 5 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ являются региональные бюджеты, а вопросы неисполнения Российской Федерацией обязательств перед бюджетами субъектов РФ могут быть предметом самостоятельных требований;

- вывод суда о
нехватке переданных из федерального бюджета средств на компенсацию льгот и недоказанности полного финансирования льгот противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела;

- истец не обращался, как это установлено нормативно-правовыми актами, за получением денежных средств к распорядителю бюджетных средств, а именно Министерству труда и социального развития Республики Карелия, с которым у истца был заключен соответствующий договор;

- никаких незаконных действий или бездействия со стороны федеральных органов исполнительной власти по отношению к истцу допущено не было, в связи с чем взыскание не может быть произведено за счет казны РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы жалобы, истец против удовлетворения жалобы возражал. Представитель Министерства финансов Республики Карелия и третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем жалоба в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела в порядке, предусмотренном статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к следующему:

Как следует из материалов дела, истцом в ноябре 2004 года в соответствии со статьей 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон) отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате проездных железнодорожных документов. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судом и в апелляционной жалобе не оспариваются.

Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей
федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 30 названного Закона, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Источник финансирования этой льготы Законом не определен.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по проезду на железнодорожном транспорте, установленных Законом, за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета Республике Карелия для компенсации затрат по реализации Закона.

Довод подателя жалобы о том, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет бюджета Республики Карелия не соответствует нормам права, так как вышеуказанная льгота установлена федеральным законодательством, и ее финансирование должно производиться за счет федерального бюджета исходя из норм статьи 4 Закона, а также пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.03 г. N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в РФ“, в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет
средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Ссылаясь на то, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет субъекта Российской Федерации, податель в дальнейшем тексте жалобы сам себе противоречит, указывая на финансирование указанных льгот в необходимом объеме именно из федерального бюджета. Данное же утверждение подателем жалобы не подтверждено и не соответствует материалам дела, как не представлено Министерством финансов Российской Федерации и доказательств нецелевого использования Министерством финансов Республики Карелия денежных средств, выделенных из федерального бюджета на компенсацию соответствующих льгот.

При этом наличие у истца договора с Министерством труда и социального развития Республики Карелия (правопредшественник третьего лица по делу - Министерства здравоохранения социального развития и спорта Республики Карелия) о порядке финансирования льгот не имеет значения для разрешения настоящего спора, так как неперечисление средств федерального бюджета на компенсацию льгот в бюджет Республики Карелия означает и непоступление этих средств в распоряжение Министерства труда и социального развития, которое в связи с этим своих обязательств по договору не может исполнить в принципе.

В связи с изложенным апелляционный суд признает, что обжалуемое решение вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права по доказательствам, всесторонне и в полном объеме исследованным в ходе разбирательства по делу, а жалоба - не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 267 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2005 г. по делу N А26-3539/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГЕРАСИМОВА М.М.

Судьи

АНОСОВА Н.В.

ЛАРИНА
Т.С.