Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2006 по делу N А21-7167/2005 Положения статьи 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“ не содержат требования о проведении обязательной государственной экологической экспертизы при выборе места размещения объекта строительства. Заключение такой экспертизы должно быть получено на этапе согласования технической документации по осуществлению строительства.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2006 г. по делу N А21-7167/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Жиляевой Е.В.

судей Лариной Т.С., Марченко Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Я.А.Щеголевой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12177/2005) Администрации Балтийского городского округа на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.10.05 по делу N А21-7167/2005 (судья З.Б.Лузанова), принятое

по заявлению ОАО “Служба заказчика“

к Администрации Балтийского городского округа

об оспаривании постановлений главы Балтийского городского округа

при участии:

от истца: не явился

от ответчика: О.С.Семенова доверенность N 65 от 13.01.06

установил:

открытое акционерное общество “Служба заказчика“
(далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными постановлений главы Балтийского городского округа N 55 от 22.02.2005, N 318, 320 и N 323 от 31.05.2005, и распоряжения N 212 от 31.05.05 указывая, что этими актами необоснованно были отменены ранее принятые постановления о предварительном согласовании Обществу мест предполагаемого строительства и утверждении проекта границ земельных участков, а также о предоставлении Обществу в аренду земельных участков под проектирование и обустройство рекреационной зоны и строительство.

Решением суда 31.10.05 заявление удовлетворено.

Администрация Балтийского городского округа обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.

В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.

ОАО “Служба заказчика“ о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, в связи с чем жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела 31 мая 2005 года постановлением N 323 главы Балтийского городского округа отменены ранее изданные постановления N 1633 от 31.12.2004 года “О предоставлении в аренду ОАО “Служба заказчика“ земельного участка под проектирование и обустройство рекреационной зоны со строительством гостиниц коттеджного типа, торгово-развлекательных комплексов“, N 1634 от 31.12.2004 года “О предоставлении в аренду ОАО “Служба заказчика“ земельного участка под проектирование и строительство спортивной зоны“, N 1635 от 31.12.2004 года “О предоставлении в аренду ОАО “Служба заказчика“ земельного участка под проектирование и строительство малоэтажной застройки с объектами соцкультбыта“. В соответствии с отмененными постановлениями истцу предоставлялись в аренду сроком до
30.12.2007 года земельные участки площадью 48000 кв. м, 68685 кв. м, 54625 кв. м соответственно, а также предлагалось в месячный срок оформить земельные отношения с администрацией Балтийского городского округа.

Пунктом 1 постановления N 55 отменено постановление главы Балтийского городского округа N 1451 от 07.12.2004 года “О предварительном согласовании места предполагаемого строительства и утверждения проекта границ земельного участка“. Постановлением N 1451 от 07.12.2004 года истцу произведено предварительное согласование места размещения нового строительства на земельном участке площадью 57000 кв. м под проектирование и строительство квартала малоэтажной жилой застройки с объектами соцкультбыта, расположенного на землях поселений в городе Балтийске в районе, ограниченном улицами Мечникова и Е.Колесникова.

Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, является правопорождаюшим актом. Пунктом 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлен особый порядок отмены решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 2 постановления N 55 отменено постановление главы Балтийского городского округа N 1452 от 07.12.2004 года “О предварительном согласовании места предполагаемого строительства и утверждения проекта границ земельного участка“, Постановление N 1452 от 07.12.2004 года содержит решение о предварительном согласовании места размещения нового строительства на земельном участке площадью 12 000 кв. м под проектирование и строительство квартала малоэтажной жилой застройки с объектами соцкультбыта, расположенного на землях поселений в Балтийском городском округе в городе Приморске, в районе улиц Советская и Головченко.

Пунктом 3 постановления N 55 отменено постановление главы Балтийского городского округа N 1453 от 07.12.2004 года “О предварительном согласовании места предполагаемого строительства и утверждения
проекта границ земельного участка“. Постановлением N 1453 от 07.12.2004 года истцу произведено предварительное согласование места размещения нового строительства на земельном участке площадью 1800 кв. м под проектирование и строительство представительского дома с гостевыми комнатами, расположенного на землях поселений в городе Балтийске по ул. Чайковского, 1.

Пунктом 4 постановления N 55 отменено постановление главы Балтийского городского округа N 1586 от 24.12.2004 года “Об утверждении проекта границ земельного участка“. Постановлением N 1586 от 24.12.2004 года утверждены проекты границ земельного участка площадью 48 000 кв. м под проектирование и обустройство рекреационной зоны и строительством гостиниц коттеджного типа, торгово-развлекательных комплексов в районе улицы Взморье в городе Балтийске.

Пунктом 5 постановления N 55 отменено постановление главы Балтийского городского округа N 1515 от 16.12.2004 года “О предварительном согласовании места размещения нового строительства и утверждения проекта границ земельного участка“. Постановлением N 1515 от 16.12.2004 года истцу произведено предварительное согласование места размещения нового строительства на земельном участке площадью 69 000 кв. м под проектирование и строительство спортивной зоны в городе Балтийске на территории Балтийской (Вислинской) косы по ул. Некрасова, 6.

Постановлением главы Балтийского городского округа N 318 от 31 мая 2005 года отменено Постановление главы Балтийского городского округа N 1369 от 19 ноября 2004 года “О предварительном согласовании места размещения нового строительства, в соответствии с которым ОАО “Служба заказчика“ произведено предварительное согласование места размещения нового строительства на земельном участке площадью 48 000 квадратных метров под проектирование и обустройство рекреационной зоны со строительством гостиниц коттеджного типа, торгово-развлекательных комплексов в районе улицы Взморье в городе Балтийске.

Порядок предоставления земельного участка для строительства из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ.

На основании части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные проекты границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами выбора.

Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. Данное решение является основанием последующего предоставления земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, выбор земельного участка производится по заявлению заинтересованного лица с обязательным указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения и обоснования примерного размера земельного участка.

Согласно статье 35 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ N 7-ФЗ от 10.01.2002 года выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Объекты, подлежащие обязательной государственной экспертизе, Ф.И.О. субъектов Российской Федерации, перечислены в
статье 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“ N 174-ФЗ от 23.11.1995 года. К ним относятся и все виды градостроительной документации, в том числе технико-экономические обоснования и проекты строительства.

Данная норма права не содержит требования о проведении обязательной государственной экологической экспертизы при выборе места размещения объекта строительства.

По правилам статьи 37 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ строительство объектов должно осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, которая проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе (пункт 2 статьи 14 Федерального закона “Об экологической экспертизе“).

Следовательно, заключение экологической экспертизы должно быть получено Обществом на этапе согласования технической документации при осуществлении строительства объектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Согласно статье 19 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“ постановка земельного участка на кадастровый учет производится в заявительном порядке. При этом заявитель, помимо заявления, должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о его межевании, которые необходимы для внесения в государственный земельный кадастр сведений о границах земельного участка.

Таким образом, поскольку органы местного самоуправления приступают к формированию земельного участка по заявлению заинтересованных лиц после принятия исполнительным органом государственной власти решения о предварительном согласовании места размещения объекта, необоснованным является и довод ответчика о том, что
земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, на момент вынесения таких постановлений.

Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия постановлений о предварительном согласовании мест строительства) органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства.

Ответчик не произвел информирование населения о возможном строительстве объектов на вышеуказанных земельных участках, однако такое информирование произвело Общество, опубликовав сведения об этом в “Российской газете“ за 15.03.2005.

Принимая решение, арбитражный суд определил все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Арбитражного суда Калининградской области, а не Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.05 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЖИЛЯЕВА Е.В.

Судьи

ЛАРИНА Т.С.

МАРЧЕНКО Л.Н.