Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2006, 18.12.2006 N Ф03-А51/06-1/5117 по делу N А51-19151/2005-27-348 Иск о взыскании денежных средств, составляющих сумму некомпенсированных льгот, подлежит удовлетворению за счет казны РФ, если денежные средства из федерального бюджета не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 декабря 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/5117“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, домоуправления N 1 Владивостокской квартирно-эксплуатационной части на решение от 27.06.2006, постановление от 18.09.2006 по делу N А51-19151/2005-27-348 Арбитражного суда Приморского края по иску домоуправления N 1 Владивостокской КЭЧ к МУЗ “Надеждинская центральная районная больница“, Администрации Надеждинского муниципального района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 374850
руб. 82 коп.

Домоуправление N 1 Владивостокской квартирно-эксплуатационной части обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному учреждению “Надеждинская центральная районная больница“, Администрации Надеждинского муниципального района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 374850 руб. 82 коп., составляющих сумму некомпенсированных льгот, предоставленных медицинским работникам, проживающим в сельской местности, за период с января 2002 года по декабрь 2004 года.

Решением суда от 27.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2006, исковое требование удовлетворено частично в сумме 83018 руб. за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационным жалобам Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю и домоуправления N 1 Владивостокской квартирно-эксплуатационной части.

Жалоба Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов, а кассационная жалоба истца - наличием у него права на возмещение выпадающих доходов в силу возмездного характера оказания услуг населению.

В настоящем судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, просил изменить решение и постановление Арбитражного суда Приморского края и взыскать компенсацию за предоставленные льготы медицинским работникам по оплате за отопление в период с июля 2002 года по декабрь 2004 года в сумме 127107 руб. 27 коп.

При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что они подлежат частичному изменению по следующим основаниям.

Как установлено первой и апелляционной инстанциями
арбитражного суда, между истцом (энергоснабжающая организация) и МУЗ “Надеждинская центральная районная больница“ 05.01.2003 заключен договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2002 - 2004 годах по договорам от 28.01.2002, от 05.01.2003 домоуправление N 1 предоставляло бесплатно жилищно-коммунальные услуги медицинским работникам Центральной районной больницы Надеждинского района, проживающим в Надеждинском районе.

Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны в размере 83018 руб., суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденными Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1, постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений В РФ в 1999 - 2001 годах“ и от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“, а также ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2002 год“, ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2003 год“ и ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что в компенсации расходов на указанную сумму истцу отказано необоснованно, так как объем, стоимость спорных услуг подтверждены истцом в установленном законом порядке.

При этом судом установлено, что в 2002 году финансирование из федерального бюджета на предоставление льгот специалистам сельской местности отсутствовало, а в 2003 и 2004 годах поступивших из федерального бюджета и выделенных из местного бюджета средств было недостаточно для погашения предоставленного спорного объема льгот.

В соответствии с Законом Приморского края “Об исполнении краевого бюджета за 2003 год“ из федерального
бюджета на компенсацию спорных льгот, предоставленных в 2003 году, в краевой бюджет из федерального бюджета поступило 52622 тыс. руб., в 2004 г. - 39699 тыс. руб., из которых бюджету муниципального образования Надеждинский район запланировано и передано в 2003 году - 2611 тыс. руб., в 2004 - 1454 тыс. руб.

По имеющимся в материалах дела документам судами правомерно установлено, что полученные суммы в полном объеме перечислены предприятиям, предоставившим услуги ЖКХ, в том числе и истцу, и что нецелевое использование этих средств по настоящему делу не доказано.

Доводы заявителя (Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю) о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны компенсироваться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены законно, так как данные доводы противоречат действующему бюджетному законодательству, согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.

Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.

В остальной части обжалованные судебные акты приняты с нарушением норм материального права и являются необоснованными ввиду возмездного характера правоотношений сторон и предъявления истцом, являющимся федеральной структурой, надлежащих доказательств оказания населению льгот за счет собственных средств.

Действительно, как установлено судом, тарифы на вырабатываемую Владивостокской КЭЧ теплоэнергию на 2002, 2003 годы Региональной
энергетической комиссией по Приморскому краю не утверждались.

Однако судом не учтено, что теплоэнергия, отпускаемая абонентам, являлась для Владивостокской КЭЧ собственной, а указанная в счетах-фактурах сумма оплаты определена согласно условиям договоров на основании калькуляции, утвержденной начальником Владивостокской КЭЧ.

Учитывая, что по настоящему делу не оспаривается количество отпущенной истцом теплоэнергии, отсутствие тарифа, утвержденного РЭК, не является основанием отказа в иске. В соответствии со статьей 544 ГК РФ подлежит оплате фактически потребленная теплоэнергия, поскольку ответчиками не оспариваются и факты предоставления истцом льгот населению, и уровень цены отпущенной теплоэнергии.

С учетом изложенного судебные акты в этой части подлежат отмене, а кассационная жалоба домоуправления N 1 Владивостокской КЭЧ - удовлетворению.

Судом правомерно отказано в удовлетворении иска в части взыскания расходов по льготам, начисленным гражданам Юрийчук Л.Г. (Бубновой) и Коршаковой С.Б. (Пахаруковой) за период с февраля 2004 г. по декабрь 2005 г. в размере 1769 руб. 47 коп., так как истец не подтвердил наличие у этих граждан прав на льготы, и в данной части судебные акты не обжалованы.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.06.2006, постановление от 18.09.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19151/2005-27-348 в части отказа в иске на сумму 127107 руб. 27 коп. отменить.

Довзыскать с Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю в пользу домоуправления N 1 Владивостокской КЭЧ 127107 руб. 27 коп. основного долга.

Выдать справку на возврат домоуправлению N 1 Владивостокской КЭЧ из федерального бюджета госпошлины в сумме 1000 руб., уплаченной при подаче кассационной жалобы.

В остальной части принятые по делу
решение и постановление оставить без изменения.

Арбитражному суду Приморского края произвести поворот исполнения частично отмененных судебных актов в соответствии со ст. ст. 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и выдать исполнительные листы.