Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.12.2006, 13.12.2006 N Ф03-А73/06-2/4764 по делу N А73-3500/2006-10 Сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях могут быть представлены взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 декабря 2006 года Дело N Ф03-А73/06-2/4764“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю на решение от 29.05.2006, постановление от 30.08.2006 по делу N А73-3500/2006-10 (АИ-1/1143/06-14) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю о признании незаконными действий.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ (далее - ОАО
“Хабаровскэнерго“, акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе инспекции сообщить акционерному обществу информацию о номерах счетов должника и наименовании банков, в которых эти счета открыты, а также обязать налоговый орган предоставить указанную информацию.

Решением суда от 29.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2006, заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон N 119-ФЗ) налоговые органы обязаны сообщить информацию о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных учреждениях взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Поскольку у ОАО “Хабаровскэнерго“ имелся такой исполнительный лист о взыскании денежных средств с ОАО “Николаевский-на-Амуре судостроительный завод“, но заявитель не обладал информацией о номерах счетов и наименовании банков, в которых они открыты, то он правомерно обратился с заявлением в налоговый орган о предоставлении такой информации, в связи с чем отказ инспекции в ее сообщении является необоснованным.

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе налогового органа, который просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что истребуемая акционерным обществом информация является налоговой тайной, и ее разглашение влечет нарушение требований статей 32 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ).

Акционерное общество в отзыве на жалобу и в судебном заседании доводы жалобы отклоняет и просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в судебном заседании не принимала, ею заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя акционерного общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Как установлено из материалов дела, акционерное общество, имея исполнительный лист о взыскании в его пользу с ОАО “Николаевский-на-Амуре судостроительный завод“ 3443,24 руб., обратилось 25.01.2006 в налоговый орган с заявлением N 7/809 о предоставлении ему информации о наличии или об отсутствии у должника счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. Письмом N 481/1030 от 07.02.2006 налоговый орган сообщил, что ОАО “Николаевский-на-Амуре судостроительный завод“ имеет банковские счета, однако ни номера счетов, ни наименование банков, в которых они открыты, указаны не были, что лишило ОАО “Хабаровскэнерго“ возможности направить исполнительный лист для исполнения в соответствующий банк.

Посчитав отказ в сообщении вышеназванной информации незаконным, акционерное общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в несообщении заявителю спорной информации, и обязал налоговый орган представить ее акционерному обществу. При этом суд исходил из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 46 Закона N 119-ФЗ
взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Пункт 3 указанной нормы права предусматривает, что если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

Такая же информация в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации, может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю утвержден Приказом МНС России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23, в соответствии с пунктом 3 которого налоговый орган в трехдневный срок со дня получения заявления направляет взыскателю по почте заказным письмом имеющуюся информацию о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При этом является ошибочным довод заявителя жалобы о том, что поскольку указанная информация является налоговой тайной, то информация ограничивается только сообщением о факте наличия у должника-организации открытых счетов.

Указанные обстоятельства были предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 15527/03, в Решении по которому от 03.03.2004 суд указал, что по смыслу, содержащемуся в пункте 1 статьи 102 НК РФ, сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, действительно относятся к налоговой тайне.

По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.

Вместе с тем,
как следует из пункта 2 статьи 102 настоящего Кодекса, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.

Специального закона, посвященного налоговой тайне, и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется. Однако Федеральный закон “Об исполнительном производстве“ предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 46 этого Закона, необходимой информации о банковском счете должника, к которой, как указано выше судом, относится и информация о номере такого счета.

Кроме того, по смыслу, содержащемуся в статье 10 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации“, не подлежит ограничению доступ к информации, необходимой для реализации законных прав и обязанностей граждан, а равно и организаций.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 “О судебной системе Российской Федерации“ определяет, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.

Защита нарушенных прав должна обеспечиваться эффективным механизмом реализации судебных решений.

Названные выше принципы не могут не учитываться при применении положений, содержащихся в статье 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве“, в их взаимосвязи с положениями других статей этого же Закона, в частности статьи 6, предусматривающей право взыскателя направить исполнительный лист непосредственно в кредитное учреждение, и статьи 31, указывающей на право доступа взыскателя ко всем материалам исполнительного производства, а также с другими правовыми актами, приведенными выше.

С учетом изложенного арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о незаконности действий налогового органа, выразившихся в
несообщении акционерному обществу о счетах организации-должника и наименованиях банков, в которых они открыты, и обязал налоговый орган предоставить такую информацию, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых судебных актов и удовлетворения жалобы инспекции.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.05.2006, постановление апелляционной инстанции от 30.08.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3500/2006-10 (АИ-1/1143/06-14) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.