Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2006, 28.11.2006 N Ф03-А51/06-1/4631 по делу N А51-2198/06-36-54 Иск о взыскании затрат от предоставления льгот правомерно удовлетворен за счет казны Российской Федерации, поскольку денежные средства из федерального бюджета не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 05 декабря 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/4631“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 07.07.2006, постановление от 26.09.2006 по делу N А51-2198/06-36-54 Арбитражного суда Приморского края по иску краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Находкинский“ к Администрации Находкинского городского округа, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, 3-е
лицо: Управление социальной защиты населения МО г. Находка, о взыскании 153533 рублей 35 копеек.

Краевое государственное унитарное предприятие “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Находкинский“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Находкинского городского округа, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 153533 рублей 35 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Решением суда от 07.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2006, исковые требования удовлетворены в полном размере за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, не выделялись.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Также заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.

От истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в
котором он просит оставить ее без удовлетворения, а судебные акты - без изменения. Также ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, истец в течение 2003 года во исполнение муниципального контракта N 6К2 от 01.03.2003, заключенного с Администрацией г. Находка, предоставлял льготы ветеранам по оплате коммунальных услуг, что подтверждается имеющимися в деле документами.

В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, заявлены настоящие исковые требования.

Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования г. Находка и бюджета Приморского края, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов им из федерального бюджета не выделялись.

Статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.

При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 28.08.1995 имеет номер 154-ФЗ, а не 154.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут
ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Согласно ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, определено Министерство финансов РФ.

Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ “О ветеранах“ из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ N 176-ФЗ от 24.12.2002.

Не предусмотрены они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Приложением 4 к Закону Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ “О краевом бюджете на 2003 год“ предусмотрена передача МО г. Находка государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в сумме
28429 тыс. рублей, из них на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг - 25956 тыс. руб.

На основании Закона Приморского края “Об исполнении краевого бюджета за 2003 год“ МО г. Находка денежные средства получены в сумме 21634 тыс. руб.

Таким образом, объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“, предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.07.2006 и постановление от 26.09.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2198/06-36-54 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.