Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.11.2006, 08.11.2006 N Ф03-А80/06-2/4049 по делу N А80-98/2006 Дело по заявлению налогового органа о взыскании налоговых санкций в части взыскания штрафа за непредставление налоговой декларации передано на новое рассмотрение, поскольку судом неправильно применены нормы материального права и не исследовался вопрос о правильности исчисления штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 ноября 2006 года Дело N Ф03-А80/06-2/4049“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 8 ноября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 11.07.2006 по делу N А80-98/2006 Арбитражного суда Чукотского автономного округа по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу к муниципальному унитарному национальному сельхозпредприятию “Провиденское“ о взыскании налоговых санкций.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее -
инспекция налоговой службы, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением, с учетом его уточнения, о взыскании с муниципального унитарного национального сельхозпредприятия “Провиденское“ (далее - предприятие) налоговых санкций в сумме 8167533 руб. на основании решения от 09.02.2006 N 11.

Решением суда от 11.07.2006 заявленные требования удовлетворены частично, с предприятия взысканы налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в сумме 660200 руб. и по статье 123 НК РФ в сумме 247821 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу решением, инспекция налоговой службы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судом сделан неправильный вывод о том, что поскольку статья 119 НК РФ не предусматривает возможность определения налоговым органом размера санкций за непредставление декларации расчетным путем по итогам налоговой проверки, штраф по пункту 2 статьи 119 не может применяться при отсутствии налоговой декларации.

Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о необходимости частичной отмены решения суда с направлением дела на новое рассмотрение.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией налоговой службы проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности
исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога (далее - ЕСН), налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налога на прибыль за период, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2004. По результатам проверки составлен акт от 13.01.2006 N 1 и принято решение от 09.02.2006 N 11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной:

- пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН за 2002 - 2004 годы в виде штрафа в сумме 660200 руб.;

- пунктом 1 статьи 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм НДФЛ за 2002 - 2004 годы в виде штрафа в сумме 247821 руб.;

- пунктом 2 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕСН за 2002 год в виде штрафа в сумме 6827109 руб.;

- пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ за неполную уплату сумм страховых взносов за 2002 - 2004 годы в виде штрафа в сумме 432403 руб.

Этим же решением предприятию предложено уплатить доначисленные налоги и сборы в общей сумме 6700024,10 руб. и пени за их несвоевременную уплату - 2456913,96 руб. В адрес налогоплательщика направлены требования от 09.02.2006 N 368 и N 39 об уплате в срок до 20.02.2006 налогов, пеней и штрафов.

Неисполнение в установленный срок требования об уплате налоговых санкций послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.

До принятия судом решения налоговым органом заявлен отказ от требований о взыскании санкций по пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 167-ФЗ
“Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ в сумме 432403 руб., в связи с чем суд прекратил производство по делу в данной части.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с предприятия налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 НК РФ, суд указал на то, что штрафные санкции, предусмотренные названной нормой права, применяются только в случае несвоевременного, но представления налоговой декларации. При этом пунктом 2 статьи 119 НК РФ не предусмотрена возможность определения санкций расчетным путем.

Между тем арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

В силу пункта 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате
на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Санкция пункта 2 статьи 119 НК РФ не устанавливает минимальный размер штрафа. Вместе с тем это не означает, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по истечении установленных законодательством 180 дней представлять налоговые декларации.

Факт непредставления предприятием налоговой декларации установлен судом, не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также учитывая, что размер штрафа не был предметом судебного разбирательства, обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций по статье 119 НК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в данной части, при котором следует устранить отмеченные недостатки.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.07.2006 по делу N А80-98/2006 Арбитражного суда Чукотского автономного округа в части отказа во взыскании с муниципального унитарного национального сельхозпредприятия “Провиденское“ налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ отменить, дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

В остальном решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.