Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.11.2006, 31.10.2006 N Ф03-А51/06-1/4178 по делу N А51-17962/2005-13-339 Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект Федерации денежными средствами, необходимыми для реализации федерального закона, правомерно иск о взыскании затрат, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате электроэнергии, удовлетворен за счет средств казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 08 ноября 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/4178“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 15.05.2006, постановление от 03.08.2006 по делу N А51-17962/2005-13-339 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Дальневосточная железная дорога“ к Отделу социальной защиты населения Администрации МО Пожарского района, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов
РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 13812 руб. 95 коп.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Дальневосточная железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Отделу социальной защиты населения Администрации МО Пожарского района, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 13812 руб. 95 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате электроэнергии, подпадающим под действие Федерального закона “О ветеранах“.

До принятия решения истец уменьшил сумму иска до 11166 руб. 95 коп.

Решением от 15.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2006, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Остальные ответчики от ответственности освобождены.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение статьи 10 ФЗ “О ветеранах“, предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъектов РФ независимо от вида жилищного фонда, а также неприменение положений Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“, согласно которым государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот по коммунальным услугам переданы на муниципальный уровень.

Заявитель также оспаривает размер понесенных истцом затрат из-за неподтверждения их первичными платежными документами.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
в заседание суда своих представителей не направили.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судом, истец на основании ФЗ “О ветеранах“ за счет собственных средств предоставил в период с января 2004 года по апрель 2005 года гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной электрической энергии.

Не возмещенные истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы в сумме 11166 руб. 95 коп. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования, размер которых подтвержден актами сверки задолженности с отделом соцзащиты населения МО Пожарский район, отчетами о предоставленных льготах.

Статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.

Исходя из главы IV.1 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого
уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Как установлено судом, в 2004 году средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Наряду с этим Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2004 год“ от 29.12.2003 N 91-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ “О ветеранах“ в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 259035 тыс. руб., в том числе Пожарскому району в размере 3518 тыс. руб.

Во исполнение данного Закона Приморского края средства на указанные цели доведены до муниципального образования в полном объеме и направлены на погашение задолженности перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.

Согласно приложению 20 к Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ Приморскому краю в Федеральном фонде компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан было запланировано 603376,2 тыс. руб. субвенций.

Судом первой инстанции на основании письма Управления бухгалтерского учета и отчетности Администрации Приморского края от 15.03.2006 N 31/374 установлено, что денежные средства, поступившие из федерального бюджета на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в РФ“, “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации“ в сумме 506117651 руб. 16 коп. в
полном объеме распределены между организациями ЖКХ, осуществляющими предоставление мер социальной поддержки в форме снижения оплаты за ЖКУ.

Доказательств нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела не имеется.

Поскольку органы государственной власти РФ в 2005 году не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации ФЗ “О ветеранах“, а в 2004 году федеральный бюджет на 2004 год составлен без учета необходимых средств для реализации данного Федерального закона, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судами обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.05.2006, постановление от 03.08.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-17962/2005-13-339 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.