Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2006, 18.10.2006 N Ф03-А51/06-2/3508 по делу N А51-4332/06-1-204 Осуществление розничной продажи алкогольной продукции без сертификатов соответствия, справок к товарно-транспортным накладным и грузовым таможенным декларациям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 октября 2006 года Дело N Ф03-А51/06-2/3508“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 18 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 24.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 21.06.2006 по делу N А51-4332/06-1-204 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Лицензионной палаты Администрации Приморского края к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Лицензионная палата Администрации Приморского края (далее - лицензионный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением
о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за правонарушение, допущенное в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Решением суда от 24.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2006, заявленное требование удовлетворено. Индивидуальный предприниматель Глиба Т.А. подвергнута административному наказанию в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб. Суд обеих инстанций признал факт совершения предпринимателем вышеуказанного административного правонарушения доказанным.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, индивидуальный предприниматель Глиба Т.А. подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы заявитель жалобы ссылается на неприменение судом обеих инстанций статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, подлежащей применению, на нарушение части 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 28.3 КоАП РФ, статей 1, 5, 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и утверждает об использовании лицензионным органом доказательств, полученных с нарушением требований закона, а именно: проведение проверки и составление протокола в отсутствие предпринимателя и его законного представителя. Кроме того, заявитель жалобы считает, что лицензионная палата не вправе осуществлять контроль индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли алкогольной продукцией.

Лицензионная палата Администрации Приморского края в представленном отзыве просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения в связи с тем, что они приняты
в соответствии с действующим законодательством.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы не находит.

Как установлено судом, 09.03.2006 Лицензионной палатой Администрации Приморского края проведена проверка магазина “Плаза“, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. и расположенного по Новоникольскому шоссе, 11Б в городе Уссурийске, на соблюдение требований законодательства об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ходе которой обнаружено осуществление предпринимателем розничной продажи алкогольной продукции без сертификатов соответствия, справок к товарно-транспортным накладным и грузовых таможенных деклараций (в отношении импортной продукции). Часть продукции реализовывалась без федеральных и акцизных марок. Указанные нарушения отражены в акте N 124.

Предписанием лицензионного органа от 09.03.2006 N 124 предпринимателю предложено устранить нарушения и представить документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, в срок до 16-00 часов 10.03.2006.

В указанный срок документы представлены не были, что явилось основанием для составления Лицензионной палатой Приморского края 14.03.2006 протокола ареста N 43а и протокола N 43 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и передаче дела в арбитражный суд.

Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ запрещает оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.

Согласно статье 10.2 названного выше Федерального закона, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при
наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной, справки к ГТД (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), справки к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, также закреплена обязанность продавца иметь вышеуказанные документы на продаваемую алкогольную продукцию (пункт 139).

Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежащего оформления товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, на момент проверки лицензионным органом отдельные наименования алкогольной продукции реализовывались индивидуальным предпринимателем Глиба Т.А. в магазине без сертификатов соответствия, без справок к товарно-транспортным накладным и грузовым таможенным декларациям, поэтому вывод суда обеих инстанций об обоснованном привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде взыскания штрафа правомерен.

Довод заявителя жалобы о том, что лицензионная палата не вправе осуществлять контроль за индивидуальными предпринимателями, реализующими алкогольную продукцию в розницу, не основан на нормах действующего законодательства.

Продажа алкогольной продукции является видом деятельности, которая осуществляется на основании лицензии, поэтому Лицензионная палата Администрации Приморского края в соответствии с пунктом 1 статьи 1,
пунктом 1 статьи 6, статьей 23 Федерального закона N 171-ФЗ относится к органам государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Должностные лица таких органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (пункт 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Ссылки предпринимателя на проведение проверки и составление протокола об административном правонарушении в ее отсутствие, а также в отсутствие ее законного представителя также являются необоснованными. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении от 14.03.2006 составлен в присутствии законного представителя предпринимателя Глиба Т.А. - Тихоновой Е.Г., о чем свидетельствует доверенность, выданная Глиба Т.А. 10.03.2006. Факт выдачи такой доверенности заявитель кассационной жалобы не отрицает.

Доводы предпринимателя относительно того, что у нее не имелось возможности для устранения допущенных нарушений в связи с неосведомленностью, также были предметом рассмотрения апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку и в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Индивидуальный предприниматель Глиба Т.А. при подаче кассационной жалобы уплатила в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1000 руб., которая подлежит возврату, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагаются госпошлиной, следовательно, госпошлина не уплачивается и при подаче кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.04.2006, постановление апелляционной
инстанции от 21.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4332/06-1-204 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Арбитражному суду Приморского края выдать индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. 07.02.1972 года рождения, проживающей в г. Уссурийске Приморского края по адресу: ул. Ленина, д. 95, кв. 4, справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 1000 руб., уплаченной по платежному поручению от 25.07.2006 N 1004 при подаче кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.