Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.10.2006, 11.10.2006 N Ф03-А51/06-2/3412 по делу N А51-12492/2005-37-391 Поскольку налоговый орган необоснованно исчислил пени по ежемесячным авансовым платежам по ЕСН, правомерно признано недействительным требование в части начисления пени по спорному налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 октября 2006 года Дело N Ф03-А51/06-2/3412“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 15.06.2006 по делу N А51-12492/2005-37-391 Арбитражного суда Приморского края по заявлению закрытого акционерного общества “Лутэк“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о признании недействительным в части требования N 827 от 19.07.2005.

Закрытое акционерное общество “Лутэк“ (далее - общество) обратилось в
Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействительным требования N 827 от 19.07.2005 в части начисления пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в размере 75873,39 руб. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган).

Решением суда от 15.06.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, требование налогового органа в обжалуемой части признано недействительным как не соответствующее действующему налоговому законодательству.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. В обоснование жалобы заявитель сослался на пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ, согласно которому уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца, и нарушение данного срока, по мнению налогового органа, является основанием для начисления пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ. Кроме того, судом не дана оценка доводам инспекции о том, что пеня в размере 2137,74 руб. начислена за период с 01.11.2004 по 02.11.2004 (2 дня) за сумму недоимки по ЕСН за 9 месяцев в связи с предоставлением корректирующего расчета, то есть по итогам отчетного периода. При этом налогоплательщик не оспаривает правильность начисления пени в размере 1157 руб. за 1 день.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный
суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.

Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам в адрес ЗАО “Лутэк“ выставлено требование N 827 от 19.07.2005 об уплате пени в том числе по ЕСН в размере 77030,39 руб. со сроком исполнения до 29.07.2005.

Не согласившись с данным требованием в части начисления пени по ЕСН, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования общества, арбитражный суд указал на то, что налоговый орган начислил пени по ЕСН исходя из неуплаты авансовых платежей помесячно, а не по итогам отчетного (налогового) периода, и у общества отсутствовала недоимка по указанному налогу, в связи с чем обжалуемое требование признано судом недействительным как не соответствующее действующему налоговому законодательству. Данный вывод арбитражного суда является правильным.

В соответствии с положениями статей 52 - 55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Согласно статье 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлено,
что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Учитывая изложенное, пени по единому социальному налогу должны начисляться по итогам отчетных периодов, то есть по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев.

Статьей 75 Налогового кодекса РФ установлено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

При начислении пени за неуплату или несвоевременную уплату
единого социального налога следует исходить из того, что пени подлежат уплате налогоплательщиками в случае образования у них недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога.

Положение о правомерности начисления пени за неуплату или несвоевременную уплату налога, определенного по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, разъяснено пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Учитывая, что единый социальный налог по отчетным периодам исчисляется налогоплательщиками-работодателями исходя из реальных финансовых результатов деятельности, применение статьи 75 Налогового кодекса РФ за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов основано на законе.

Вместе с тем, поскольку ежемесячные авансовые платежи по этому налогу исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога, то есть исчисляются не на основе реальной налоговой базы, а предполагаемой, то при начислении пени на суммы ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода будут нарушаться положения статьи 75 Налогового кодекса РФ и права налогоплательщика.

При таких обстоятельствах налоговый орган неправомерно исчислил обществу пени по ежемесячным авансовым платежам по ЕСН, а у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований налогоплательщика.

Довод налогового органа относительно начисления пени в размере 2137,74 руб. по итогам отчетного периода не принимается судом кассационной инстанции, поскольку данная сумма в обжалуемом требовании не указана.

Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного
округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.06.2006 по делу N А51-12492/2005-37-391 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.