Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.10.2006, 26.09.2006 N Ф03-А51/06-1/3513 по делу N А51-19043/05-36-377 Закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) допускается только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 03 октября 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/3513“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 3 октября 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 19.01.2006, постановление от 29.05.2006 по делу N А51-19043/05-36-377 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Дальневосточная железная дорога“ к Администрации МО Надеждинский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в
лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 2028,11 руб.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Дальневосточная железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Надеждинский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 2028,11 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг электроснабжения в период с августа по ноябрь 2004 года отдельной категории граждан в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Решением от 19.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, выделялись не в полном объеме.

Не согласившись с решением от 19.01.2006 и постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2006, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.

Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств в спорный период на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Также заявитель ссылается на
недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период и права на льготу у лиц в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, Минфин считает, что суд неосновательно взыскал с бюджета и НДС, входящий в сумму убытка.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения и постановления апелляционной инстанции, исходя из нижеследующего.

Как установлено судом, между ОАО “Российские железные дороги“ и Администрацией МО Надеждинский район 01.03.2003 заключен договор о возмещении разницы тарифов за услуги электроснабжения при предоставлении населению льгот, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 2028,11 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Статья 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.

Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями
власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.

Судом установлено, что в 2004 году из федерального бюджета Приморскому краю выделены денежные средства на исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в сумме 368303 тыс. руб., в том числе МО Надеждинский район - 4558 тыс. руб.

Однако денежных средств оказалось недостаточно для компенсации предоставленных льгот.

Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2028,11 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Также судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов в материалах дела отсутствуют.

Исходя из изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.01.2006, постановление апелляционной инстанции от 29.05.2006 Арбитражного суда Приморского края
по делу N А51-19043/05-36-377 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.