Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.09.2006, 30.08.2006 N Ф03-А37/06-2/2816 по делу N А37-290/06-14 При осуществлении деятельности на территории особой экономической зоны ее участники освобождаются от уплаты НДС в части, поступающей в федеральный бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 06 сентября 2006 года Дело N Ф03-А37/06-2/2816“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 28.03.2006 по делу N А37-290/06-14 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению индивидуального предпринимателя Александрова А.К. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, 3-е лицо: Администрация особой экономической зоны, о признании недействительным решения от 22.12.2005 N НТ-09-18/7745.

Индивидуальный предприниматель Александров А.К. (далее - предприниматель)
обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция; налоговый орган) от 22.12.2005 N НТ-09-18/7745.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация особой экономической зоны (далее - Администрация ОЭЗ).

Решением суда от 28.03.2006 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель Александров А.К., являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - участник ОЭЗ), обоснованно воспользовался льготой по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ (далее - Закон N 104-ФЗ), в соответствии с которой участник зоны освобождается от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить, сославшись на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что предприниматель Александров А.К. не вел раздельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области и вне территории ОЭЗ и пределов Магаданской области, что является нарушением статьи 5 Закона N 104-ФЗ.

Администрация ОЭЗ, индивидуальный предприниматель представили отзывы на кассационную жалобу, в которой доводы жалобы отклоняют и просят решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной
жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.

Как установлено судом, предприниматель Александров А.К. является участником Особой экономической зоны в Магаданской области, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 002645 от 05.03.2003.

Инспекцией по результатам камеральной проверки представленной предпринимателем Александровым А.К. налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2005 года принято решение от 22.12.2005 N НТ-09-18/7745 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 13161 руб., которым также предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 65809 руб. и пени - 1796,58 руб.

Предприниматель, не согласившись с указанным выше решением, обжаловал его в арбитражный суд, который, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение недействительным.

При этом суд исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 646 “Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной особой экономической зоны и в пределах Магаданской области“ (далее - Постановление N 646) определены критерии отнесения финансово-хозяйственных операций, осуществляемых участниками ОЭЗ, к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения, а именно:

- операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в особой экономической зоне или в Магаданской области, и с
физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;

- объекты операций находятся (выполняются, оказываются) на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области.

В соответствии со статьей 5 Закона N 104-ФЗ, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Льготы, установленные данной статьей, предоставляются при условии ведения участниками особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых в пределах особой экономической зоны и Магаданской области.

Исходя из смысла указанных норм права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что для урегулирования спорных правоотношений имеет значение регистрация юридического лица по территориальному признаку, то есть по месту осуществления фактической деятельности, о чем свидетельствует постановка на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения как самого юридического лица, так и его обособленных подразделений. Поскольку предприниматель осуществлял операции с юридическими лицами, поставленными на учет в качестве налогоплательщиков в налоговых органах Магаданской области по месту нахождения своих филиалов, то он правомерно воспользовался льготой участника ОЭЗ.

Инспекция не оспаривает, что НДС в указанной выше сумме получен предпринимателем от операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществленных в пределах ОЭЗ и Магаданской области. Вместе с тем полагает, что поскольку данный налог получен от оказания услуг покупателям, не зарегистрированным в ОЭЗ или Магаданской области, то основания для применения льготы отсутствуют.

Довод налогового органа является ошибочным и противоречит статье 5 вышеуказанного Закона N 104-ФЗ.

Как установлено судом, ФГУ “Центральная база авиационной охраны лесов “Авиалесоохрана“ и “Дальневосточное
мостостроительное ОАО“ находятся в г. Магадане, а также состоят на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, то есть по месту осуществления деятельности в Магаданской области.

Довод жалобы о том, что предпринимателем не осуществлялось ведение отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой им в пределах особой экономической зоны и вне ее пределов, признается судом кассационной инстанции несостоятельным и опровергается материалами дела.

Как следует из акта проверки и решения суда, предпринимателем в налоговый орган за 3 квартал 2005 года были представлены две декларации: уточненная декларация по НДС в ОЭЗ, в которой отражена сумма оборота 2328851 руб., НДС - 418799 руб., общая сумма, подлежащая уплате, - 65809 руб. и налоговая декларация по НДС вне ОЭЗ, в которой сумма облагаемого оборота составила 39616 руб., НДС - 7120 руб., сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, - 3115 руб. Кроме того, в материалах дела имеются книги продаж в ОЭЗ и книги продаж вне ОЭЗ.

Таким образом, предпринимателем Александровым А.К. соблюдены требования Постановления N 646, а именно: операции осуществляются с организациями, зарегистрированными в Магаданской области, и там же находятся объекты операций, ведется раздельный учет таких операций, что не опровергнуто налоговым органом, поэтому основания для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика о признании недействительным решения от 22.12.2005 N НТ-09-18/7745 у суда отсутствовали.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция приходит к выводу о правильном применении судом норм материального и процессуального права, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.03.2006 Арбитражного суда Магаданской области по делу
N А37-290/06-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.