Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.08.2006, 22.08.2006 N Ф03-А51/06-1/3124 по делу N А51-17782/2005-13-336 Финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 августа 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/3124“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 07.03.2006, постановление от 22.05.2006 по делу N А51-17782/2005-13-336 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в интересах Хасанского отделения ДЭС к Администрации муниципального образования г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 480 руб. 11 коп.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в интересах Хасанского отделения ДЭС обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 480 рублей 11 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате потребленной электроэнергии.

Решением суда от 07.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, не выделялись.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Также заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период и наличие права на льготы у лиц в соответствии с законодательством РФ.

Представители лиц, участвующих в деле,
извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, истец в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 во исполнение договора от 28.09.2004 N 065-86/04Н, заключенного с Администрацией г. Владивостока, предоставлял льготы ветеранам по оплате потребленной электроэнергии, что подтверждается имеющимися в деле документами.

В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов в сумме 480 руб. 11 коп. заявлены настоящие исковые требования.

Статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.

При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.

Исходя из названного Закона, с учетом ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за
нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, определено Министерство финансов РФ.

Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ “О ветеранах“ из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Не предусмотрены они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Приложением 14 к Закону Приморского края от 29.12.2003 N 91-КЗ “О краевом бюджете на 2004 год“ предусмотрена передача МО г. Владивосток государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в сумме 146263 тыс. рублей, из них на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг - 119216 тыс. руб., которые муниципальным образованием г. Владивосток получены в полном объеме и распределены по целевому назначению.

Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2004 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице
Минфина РФ, что соответствует статьям 16, 1071 Гражданского кодекса РФ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.03.2006 и постановление от 22.05.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-17782/2005-13-336 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.