Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.08.2006, 08.08.2006 N Ф03-А73/06-1/2930 по делу N А73-6619/2005-30 Судом правомерно удовлетворено требование о взыскании суммы затрат, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате электроэнергии за счет казны РФ, поскольку на предоставление льгот в спорный период денежные средства не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 августа 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/2930“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2006. Полный текст постановления изготовлен 15.08.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 10.02.2006, постановление от 27.04.2006 по делу N А73-6619/2005-30 (АИ-1/479/06-7) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Хабаровскэнерго“ к Администрации Солнечного муниципального района, Финансовому управлению Администрации Солнечного района, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 133015,14 рубля.

Открытое акционерное общество “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском
к Администрации Солнечного муниципального района, Финансовому управлению Администрации Солнечного муниципального района, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 133015 рублей 14 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате потребленной электроэнергии многодетными семьями в соответствии с Указом Президента РФ N 431 от 05.05.1992 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Решением суда от 10.02.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2006, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на отсутствие целевого финансирования из федерального бюджета в спорный период денежных средств в бюджет субъекта Федерации на исполнение Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ, которое просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, при принятии судебных актов судами неверно истолкованы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.

Ссылается на то, что Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 в спорный период не обеспечен источниками финансирования, что следует из законов о федеральном бюджете на соответствующие годы, а потому не подлежал исполнению из федерального бюджета.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене судебных актов в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, истец в 2004 году за счет собственных средств предоставил многодетным
семьям льготы по оплате потребленной электроэнергии в размере 30% во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

В связи с невозмещением исполнительными органами государственной власти и органами власти местного самоуправления истцу расходов в сумме 130537,70 руб. заявлены настоящие исковые требования, размер которых подтвержден документально и не оспаривается сторонами.

Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданному в его исполнение Письму Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29 июня 1992 г. NN 51, 1-2359-18 “О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей“ (пункт 2), источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, названы средства местных бюджетов.

Однако Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 указанный пункт 2 Письма от 29.06.1992 признан недействующим как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.

Кроме того, Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.

Поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения средств в бюджет района на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.

Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе - на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

Из указанного следует, что средства
компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

Как установлено судом из материалов дела, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ в федеральном бюджете в 2004 году законодательно не утверждались и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.

В связи с чем убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.02.2006 и постановление от 27.04.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6619/2005-30 (АИ-1/479/06-7) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.