Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.2006, 18.07.2006 N Ф03-А73/06-1/2710 по делу N А73-17149/05-34 Суд правомерно удовлетворил требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате тепловой энергии за счет средств федерального бюджета, так как реализация льгот должна осуществляться Министерством финансов за счет казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 июля 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/2710“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2006. Полный текст постановления изготовлен 25.07.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.02.2006, постановление от 24.04.2006 по делу N А73-17149/05-34 (АИ-1/399/06-44) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Хабаровскэнерго“ к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 2781632 руб. 73 коп.

Открытое акционерное общество “Хабаровскэнерго“ Хабаровская теплосетевая компания обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с
иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице УФК РФ по Хабаровскому краю о взыскании 2781632 руб. 73 коп. убытков, понесенных в результате предоставления в январе - декабре 2004 года гражданам льгот по оплате тепловой энергии в размере 50% согласно Закону от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Решением арбитражного суда от 06.02.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что у истца не имелось права требования возмещения соответствующих затрат непосредственно к Минфину РФ, поскольку в соответствии с порядком предоставления льгот лицам, пострадавшим от политических репрессий, предусмотренным Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994, Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 334, данные расходы производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией расходов последних из федерального бюджета.

Обращает внимание на то, что в 2004 году из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ фактически поступило 33577,80 тыс. руб.

В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Представитель Финансового департамента г. Хабаровска с жалобой не согласился, представители других участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения, участия в судебном заседании не принимали.

Как следует из материалов дела, спор
возник в связи с предоставлением истцом в период с января по декабрь 2004 года на основании Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ льгот реабилитированным лицам по оплате тепловой энергии за счет собственных средств.

Не возмещенные государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы истца при этом составили 2781632 руб. 73 коп., о взыскании которых заявлен иск.

Суд при оценке источников финансирования затрат истца исходил из Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, предусматривающих такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует Федеральному закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 04.07.2003).

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются, как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 80 издано 14.02.2004, а не 12.02.2004.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ утвержден объем субвенций, выделяемых субъектам РФ из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ - 1638240 тыс. руб. Предоставление и расходование указанных средств осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 334 “Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, применяемого к спорным правоотношениям в силу
Постановления Правительства РФ N 80 от 12.02.2004.

Судом установлено, что Законом Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“ на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год утверждены объемы финансирования данного вида расходов в пределах субвенций из федерального бюджета в размере 33578,0 тыс. руб. Вместе с тем объем средств, выделенных из федерального бюджета, не удовлетворил фактическую потребность субъекта РФ в финансовых средствах на покрытие расходов предприятий, предоставивших гражданам льготные услуги.

Доказательств нецелевого использования средств, поступивших из федерального бюджета, Минфином РФ не представлено.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, некомпенсированные расходы истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

Такое решение соответствует статьям 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ, а также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ“, предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.02.2006, постановление от 24.04.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-17149/2005-34 (АИ-1/399/06-44) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.