Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2006, 27.06.2006 N Ф03-А73/06-1/2290 по делу N А73-6650/2005-31 Финансирование расходов по реализации полномочий РФ по предоставлению льгот по оплате электроэнергии, предусмотренных федеральным законодательством о ветеранах и инвалидах, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи необходимых денежных средств нижестоящим бюджетам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 июля 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/2290“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2006. Полный текст постановления изготовлен 04.07.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 06.12.2005, постановление от 20.03.2006 по делу N А73-6650/2005-31 (АИ-1/201/06-8) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Хабаровскэнерго“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Администрации муниципального района им. Лазо о взыскании 433161,60 руб.

Открытое акционерное общество “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с
иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 433161 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления гражданам в 2004 году, проживающим в районе им. Лазо, льгот по оплате потребленной электрической энергии, установленных федеральными законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Определением суда от 02.11.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечен Комитет социальной защиты населения Администрации района им. Лазо.

Решением суда от 06.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2006, требования истца удовлетворены в заявленном размере за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправомерно возложил на него ответственность по возмещению убытков истца, поскольку действующим законодательством предусмотрен порядок последующего возмещения расходов, произведенных субъектом РФ, кроме того, по его мнению, субъект РФ также обязан осуществлять финансирование льгот инвалидам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ, а не статья 46.

Обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 46 ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ на финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, в том числе связанных с предоставлением названных льгот
инвалидам, в целом по России запланировано 15202000 тыс. руб., из которых Хабаровскому краю направлено 269432 тыс. руб. Кроме того, на указанные цели дополнительно субъекту было передано 129759200 руб.

Оспаривая судебные акты в отношении убытков, связанных с ФЗ “О ветеранах“, заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 указанного Закона, предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, а также на то, что на основании статьи 42 ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ Хабаровскому краю предоставлена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в размере 2939187,10 тыс. руб., при определении которой учтены предполагаемые расходы субъекта на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, а также что на выполнение субъектом обязанности по финансированию мероприятий по социальной защите ветеранов за ним закреплены дополнительные ресурсы в виде поступлений от налога на доходы физических лиц.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержала.

Как установлено судом, истец на основании ФЗ N 5-ФЗ от 12.01.1995 “О ветеранах“, ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за счет собственных средств предоставил в 2004 году гражданам, проживающим в районе им. Лазо и имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате электроэнергии.

В связи с неполным возмещением государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления истцу его расходов по предоставлению гражданам льгот в указанный период у последнего образовались убытки в сумме 433161,60 руб., о взыскании которых заявлен настоящий иск.

Статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования
расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение. При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов “жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг“ следует читать “жилищно-коммунальных услуг не ниже 50%“.

Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил. Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления. Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.

Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Исходя из вышеназванных нормативных актов, с учетом ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ в редакции
от 04.07.2003, суд пришел к обоснованному выводу о том, то финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как установлено судом, финансовые средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края целевым назначением не передавались как не утвержденные Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Наряду с этим, согласно Закону Хабаровского края “О бюджетной системе на 2004 год“, на реализацию Закона о ветеранах направлены средства от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет края, в пределах сумм, предусмотренных на эти цели. В том числе городу Хабаровску из краевого бюджета передано 369187 тыс. руб. (при запланированном объеме 368969 тыс. руб.), которые израсходованы последним по целевому назначению, однако не покрыли расходы.

Судом также установлено, что в соответствии с приложением N 14 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2004 год“ из Фонда компенсаций федерального бюджета на финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, в том числе связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам, Хабаровскому краю предоставлено 269432 тыс. руб. субвенций.

Данная сумма, отраженная в доходной части бюджета Хабаровского края, утверждена Законом Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004
год“ от 29.12.2003. Кроме того, Министерству финансов Хабаровского края в спорный период перечислено 379620 тыс. руб. субсидий, из которых на оплату льгот по Закону об инвалидах субъектом направлено 129795200 рублей.

Вместе с тем объем переданных Хабаровскому краю денежных средств не покрыл потребность субъекта РФ в финансировании на рассматриваемые цели.

Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.12.2005, постановление от 20.03.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6650/2005-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.