Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.05.2006, 02.05.2006 N Ф03-А73/06-1/1587 по делу N А73-10590/05-35 Суд обоснованно удовлетворил требования о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны РФ, поскольку для реализации льгот Министерством финансов РФ в полном объеме не произведено обеспечение финансирования субъекта Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 мая 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/1587“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 21.11.2005, постановление от 02.02.2006 по делу N А73-10590/05-35 (АИ-1/10/06-47) Арбитражного суда Хабаровского края по иску домоуправления N 4 Хабаровской КЭЧ к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 48532 руб. 80 коп.

Домоуправление N 4 Хабаровской КЭЧ
обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 48532,80 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2004 году в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 18.10.1991 N 1761-1.

До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 47194,52 руб.

Решением от 21.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 “Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий“ возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Кроме того, указывает, что из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ субъекту РФ выделено достаточно средств.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, домоуправление N 4 Хабаровской КЭЧ за счет собственных средств в 2004 году предоставило льготы в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг отдельной категории граждан, проживающих в жилищном фонде Министерства обороны РФ, в соответствии с Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления из соответствующих уровней бюджета расходов истца в сумме 47194,52 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении спора арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 16 и 17 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, предусматривающими для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, льготу по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которой и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в
пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 47 ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2004 год“ на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в Фонде компенсаций предусмотрено 1638240 тыс. руб.

Как установлено судом, в бюджет Хабаровского края из средств Федерального фонда компенсаций на реализацию указанного Закона поступило 33577,80 тыс. руб. Указанные средства федерального бюджета, а также запланированные в краевом бюджете Законом “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“ были доведены до муниципальных образований и распределены между предприятиями, предоставившими населению льготные услуги, пропорционально понесенным расходам, в том числе и истцу в сумме 183481,38 руб., что не покрыло расходов истца при понесенных им расходах, возникших в связи с предоставлением вышеуказанной категории граждан льгот в сумме 230675,90 руб.

Доказательств нецелевого использования полученных субъектом федеральных бюджетных средств не имеется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Поскольку Министерство финансов РФ не
доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 47194,52 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10590/2005-35 (АИ-1/10/06-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.