Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.05.2006, 03.05.2006 N Ф03-А51/06-2/1259 по делу N А51-18437/05-16-812 Дело о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении за неприменение контрольно-кассовой техники направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 мая 2006 года Дело N Ф03-А51/06-2/1259“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 06.12.2005 по делу N А51-18437/05-16-812 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Юньнаньская чайная компания“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании незаконным и отмене постановления.

Общество с ограниченной ответственностью “Юньнаньская чайная компания“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд
Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.10.2005 N 14/4600, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.

Решением суда от 06.12.2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с тем, что работниками налогового органа, находящимися при исполнении служебных обязанностей, неправомерно осуществлен контрольный закуп. Суд счел, что проверочные мероприятия и собирание доказательств проведены Инспекцией с нарушением законодательства, поэтому у нее отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда об отсутствии у налогового органа полномочий на осуществление контрольного закупа товара.

В судебном заседании представители налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30.09.2005 сотрудниками Инспекции на основании поручения от 30.09.2005 N 14/613 проведена проверка ООО “Юньнаньская чайная компания“ по вопросам соблюдения Федерального закона N 54-ФЗ
от 22.05.2003 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ), расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Алеутская, 45-А в доме “Строительных организаций“.

В ходе проверки выявлено, что при продаже в помещении офиса товара - пачки чая - стоимостью 50 руб. контрольно-кассовая техника не была применена, которая вообще отсутствует, что является нарушением статей 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

По результатам проверки составлен акт проверки от 30.09.2005 N 000203, акт о проверке наличных денежных средств кассы от 30.09.2005 N 000274, в котором зафиксировано 50 руб. излишек.

04.10.2005 налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении N 000203, на основании которого 12.10.2005 принято постановление по делу об административном правонарушении N 14/4600 о привлечении ООО “Юньнаньская чайная компания“ к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб., оспоренное последним в судебном порядке.

Суд признал оспариваемое постановление налогового органа незаконным и отменил, так как пришел к выводу о нарушении Инспекцией порядка привлечения к административной ответственности. При этом суд исходил из того, что использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

По мнению суда, нарушение заключается в том, что при осуществлении контроля за использованием контрольно-кассовой техники работники налогового органа неправомерно провели контрольный закуп товара, находясь при исполнении служебных обязанностей, чем нарушили требования пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Закона, в частности, путем проведения проверок выдачи организациями и
индивидуальными предпринимателями кассовых чеков и налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Закона РФ “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговым органам также предоставляется право в том числе проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Из анализа приведенных выше норм права следует, что факт покупки товара непосредственно работниками Инспекции при наличии у последних поручения на проверку соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ не дает оснований говорить о превышении должностными лицами налоговых органов своих полномочий, поэтому вывод суда о проведении проверки должностными лицами Инспекции с нарушением норм действующего законодательства признается судом кассационной инстанции неправомерным.

Кроме того, согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и другими доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Между тем судом не дана оценка таким доказательствам, как объяснения стажера по факту выявленного правонарушения, акту о проверке наличных денежных средств в кассе.

Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что
при разрешении спора суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену судебного акта с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует оценить в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и в зависимости от полученных результатов принять соответствующее решение.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 06.12.2005 по делу N А51-18437/05-16-812 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.