Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2006, 21.08.2006 по делу N А40-20450/06-114-145 Учитывая отсутствие у заявителя недоимки по уплате земельного налога в бюджет и наличие переплаты по данному налогу, сумма излишне уплаченных сумм налога подлежит возврату заявителю в порядке ст. 78 НК РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

7 июля 2006 г. Дело N А40-20450/06-114-14521 августа 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 07.07.2006.

Решение в полном объеме изготовлено 21.08.2006.

Арбитражный суд в составе судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей, с участием представителей: от заявителя - Б., дов. N Ю-11/137 от 27.12.05, П., дов. N 11/1-96 от 23.12.05, от ответчика - У., дов. N 05-10/3-11 от 10.01.06, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Российские железные дороги“ (по филиалу Октябрьская железная дорога) к Инспекции ФНС России N 35 по г. Москве об обязании возвратить сумму налогов в размере 10943,21 руб. с начислением процентов,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в суд с заявлением к Инспекции ФНС России N 35 по г. Москве об обязании налогового органа возвратить заявителю из бюджета сумму налога в размере 4355610 руб. 75 коп. и взыскать с ответчика проценты за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога за период с 27.12.05 по 31.01.06 в сумме 55821 руб. 24 коп. (по Октябрьскому филиалу).

В соответствии со ст. 49 АПК РФ заявитель письменно уточнил заявленные требования и просит взыскать с ответчика сумму излишне уплаченного налога в размере 100943 руб. 21 коп. и проценты за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога по ст. 78 Налогового кодекса РФ за период с 27.12.05 по 27.03.06 в размере 131987 руб. 31 коп.

Заявленные требования основаны на следующем. 25.04.2005 Московское отделение Октябрьской железной дороги - филиала ОАО “Российские железные дороги“ перечислило в бюджет по платежному поручению N 899 взнос по налогу на землю за 1 квартал 2005 г. в размере 4353691 руб. 50 коп., а 19.07.05 по платежному поручению N 664 перечислило взнос по земельному налогу за 2 квартал 2005 г. в размере 1919 руб. 25 коп.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОАО “Российские железные дороги“, в том числе и его филиалы, не являются плательщиками земельного налога.

В соответствии со ст. 78 НК РФ заявитель письмом от 18.11.2005 обратился в ИФНС России N 35 по г. Москве с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 4355610 руб. 75 коп. Данное письмо было получено налоговым органом 25.11.05, таким образом в срок до 26.12.2005 ИФНС России N 35 по г. Москве должна была вернуть Московскому отделению Октябрьской железной дороги - филиалу ОАО “Российские железные дороги“ сумму излишне уплаченного налога на землю в размере 4355610 руб. 75 коп.

Налоговый орган вернул заявителю сумму излишне уплаченного налога только 31.03.2006 и не в полном размере, что подтверждается платежным поручением N 25.

В связи с чем заявитель просит удовлетворить заявленные требования.

Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, а именно. В заявлении, поступившем в инспекцию 25.11.05, заявитель просил вернуть сумму излишне уплаченного налога в размере 4355599 руб. 02 коп.

На 22.03.2006 за налогоплательщиком ОАО “Российские железные дороги“ числилась недоимка по пени в размере 100928 руб. 21 коп., в связи с чем налоговым органом было принято решение о зачете N 77350000000948.

Данным решением подлежала зачету сумма 100928 руб. 21 коп. в уплату налога КБК 18210907050032000110 “Прочие местные налоги и сборы“.

После погашения недоимки ИФНС России N 35 по г. Москве приняла решение о возврате переплаты налогоплательщику N 7735000483 в сумме 4234655 руб. 81 коп.

Таким образом, у налогового органа не было законных оснований для возврата суммы излишне уплаченного налога в размере, указанном в исковом заявлении.

Решение о возврате переплаты ОАО “РЖД“ в период декабря 2005 г. не направлялось в Управление Федерального казначейства, так как оплата бюджетных обязательств за счет средств бюджета на 2005 г. в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.09.05 N 126н после 25.12.05 не допускается.

Письмом УФНС России от 13.01.06 N 27-08/1366 формирование платежных поручений на возврат (возмещение) налогоплательщику излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора), пени, штрафа было приостановлено до особых указаний УФНС России по г. Москве после ввода в промышленную эксплуатацию версии программного обеспечения.

Таким образом, ИФНС России N 35 по г. Москве действовала в соответствии с действующим законодательством, законных прав ОАО “РЖД“ не нарушала.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, дав им оценку в совокупности с доводами, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика суммы излишне уплаченного налога в размере 100943 руб. 21 коп. с начислением пени в размере 131513 руб. 17 коп.

Суд пришел к данным выводам в связи со следующим.

При исследовании доказательств судом установлено следующее. Московское отделение Октябрьской железной дороги ОАО “РЖД“ уплатило в бюджет земельный налог за 1 кв. 2005 г. в размере 4353691,50 руб. и за 2 кв. 2005 г. в размере 1919,25 руб., что подтверждается платежными поручениями N 899 от 25.04.05 и 664 от 19.07.05, всего 4355610 руб. 75 коп. (л. дела 5 - 6).

Однако, в соответствии с действующим законодательством Московское отделение Октябрьской железной дороги ОАО “РЖД“ в 2005 г. не являлось плательщиком земельного налога в связи с неустановлением порядка и условий пользования земельными участками, находящимися на территории города Москвы.

25.11.2005 ИФНС России N 35 по г. Москве было получено заявление ОАО “РЖД“ Филиал “Октябрьская железная дорога“ Московское отделение о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 4335599 руб. 02 коп. (л. дела 7).

Между сторонами была проведена сверка расчетов по земельному налогу за период с 01.01.05 по 17.11.05, по результатам которой был составлен Акт N 9, согласно которому у ОАО “РЖД имелась переплата по земельному налогу в размере 4355599 руб. 02 коп.

В соответствии с актом сверки по состоянию на 06.03.2006 N 17 у заявителя имелась переплата по земельному налогу в размере 4355599 руб. 02 коп., при этом согласно данному акту у налогоплательщика отсутствовала задолженность по пени по местным налогам (л. дела 40).

Платежным поручением N 25 от 31.03.2006 ИФНС России N 35 по г. Москве вернула на счет заявителя сумму излишне уплаченного налога в размере 4234655 руб. 81 коп. на основании решения N 1042 от 28.03.2006 (л. дела 41).

В соответствии с п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

ИФНС России N 35 по г. Москве не могло не знать о том, что в 2005 г. Московское отделение Октябрьской железной дороги ОАО “РЖД“ не являлось плательщиком земельного налога в связи с неустановлением порядка и условий пользования земельными участками, находящимися на территории города Москвы.

Поэтому, при уплате земельного налога за 1 и 2 кв. 2005 г., налоговый орган должен был сообщить налогоплательщику, что сумма налога является излишне уплаченной, однако, данная обязанность налоговым органом исполнена не была.

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с чем ИФНС России N 35 по г. Москве, получив 25.11.2005 заявление налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 4335599 руб. 02 коп., в срок не позднее 26.12.2005 должна была вернуть налогоплательщику 4335599 руб. 02 коп.

Однако в установленный срок данная сумма излишне уплаченного налога возвращена не была, сумма излишне уплаченного налога в размере 4234655 руб. 81 коп. была возвращена налогоплательщику только 31.03.06 на основании решения N 1042 от 28.03.2006.

Таким образом, в соответствии с требованиями п. 9 ст. 78 НК РФ подлежат начислению проценты на сумму несвоевременно возвращенного излишне уплаченного налога 4335599 руб. 02 коп. за период с 27.12.2005 по 27.03.2006 (день, предшествующий принятию решения N 1042), что составляет 91 день:

4335599,02 руб. x 0,0333% (процент за каждый день) x 91 день = 131513 руб. 17 коп.

Так как заявление о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога было подано лишь в отношении 4335599,02 руб., то и сумма процентов подлежит начислению на данную сумму.

В отношении доводов налогового органа о произведенном зачете по задолженности по пени в размере 100928,21 руб. и штрафа в размере 15 руб. (всего 100943 руб. 21 коп.) суд признает их несостоятельными в связи со следующим.

Как судом было указано выше в соответствии с актом сверки по состоянию на 06.03.2006 N 17 у заявителя имелась переплата по земельному налогу в размере 4355599 руб. 02 коп., при этом согласно данному акту у налогоплательщика отсутствовала задолженность по пени по местным налогам (л. дела 40).

Назначая дело к судебному разбирательству суд предложил налоговому органу представить расчет и доказательства наличия у налогоплательщика пени и штрафа по прочим местным налогам.

Налоговый орган представил суду Справку о переплате по состоянию на 22.03.2006, сделанную в одностороннем порядке, в которую налоговым органом в графу “Прочие местные налоги и сборы“ от руки было дописано - налог на содержание жил. фонда и указана задолженность по пени в размере 100928,21 руб. и по штрафу в размере 15 руб.

Однако судом данная справка не может быть принята как надлежащее доказательство наличия у ОАО “РЖД“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ задолженности по пени в размере 100928,21 руб. и штрафа в размере 15 руб.

В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Наличием у налогоплательщика задолженности по пени и штрафу могут являться первичные документы (налоговые декларации с суммами исчисленного к уплате налога и платежные поручения, подтверждающие уплату налога не в полном объеме), а также решения налогового органа о доначислении налога, соответствующих пеней и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Ничего из вышеперечисленных документов налоговый орган суду не представил.

Представитель налогового органа не смог пояснить суду на какую сумму недоимки по налогу на содержание жилфонда были начислены пени в размере 100928 руб. 21 коп., за какой период, по какой ставке, предлагалась ли налогоплательщику данная сумма пени к уплате в добровольном порядке. Также у налогового органа отсутствует доказательство о привлечении ОАО “РЖД“ к налоговой ответственности по налогу на содержание жилфонда в виде штрафа в размере 15 руб.

Таким образом, у налогового органа не было законных оснований для невозврата заявителю суммы излишне уплаченного налога на землю в размере 100943 руб. 21 коп., следовательно, требования в данной части подлежат удовлетворению (заявление о возврате было подано в отношении 4335599,02 руб., возвращено было 4234655,81 руб., следовательно, невозвращенная сумма - 100943,21 руб.).

Судом не принимаются в обоснование несвоевременного возврата суммы излишне уплаченного налога доводы налогового органа в отношении приказа Минфина РФ и письма УФНС России по г. Москве, так как право налогоплательщика на возврат суммы излишне уплаченного налога, предусмотренное Федеральным законом прямого действия, к которому относится Налоговый кодекс РФ, не может быть поставлено в зависимость от приказов и писем различных ведомств, а также введением налоговым органом в промышленную эксплуатацию версии программного обеспечения.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167 - 170, 176, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить заявление ОАО “Российские железные дороги“ в части.

Обязать Инспекцию ФНС России N 35 по г. Москве возвратить на расчетный счет ОАО “Российские железные дороги“ (по филиалу Октябрьская железная дорога) сумму излишне уплаченного налога в размере 100943 руб. 21 коп. с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата в размере 131513 руб. 17 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 33557 руб. 15 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.