Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.04.2006, 05.04.2006 N Ф03-А51/06-2/828 по делу N А51-14300/05-31-517 Является недействительным решение налогового органа о привлечении к ответственности, вынесенное до истечения срока, установленного налоговым органом для исполнения обязанности налогоплательщиком по представлению запрашиваемых документов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 апреля 2006 года Дело N Ф03-А51/06-2/828

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока на решение от 15.11.2005 по делу N А51-14300/05-31-517 Арбитражного суда Приморского края по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока о признании незаконными действий и недействительным решения N 62 от 25.05.2005.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Разгонов Алексей Владимирович (далее -
предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в истребовании документов, а также признании недействительным решения N 62 от 04.04.2005 и привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 15.11.2005 требование о признании недействительным решения налогового органа удовлетворено, в части требования о признании незаконными действий инспекции по истребованию документов для камеральной проверки производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требования в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.

Не согласившись с вынесенным решением, налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой предложено судебный акт отменить, в удовлетворении требований предпринимателю отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает на правомерность вынесенного решения N 62 от 25.05.2005, так как налогоплательщиком запрашиваемые документы не представлены вообще.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители участия в судебном заседании не принимали.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, кассационная инстанция основания для отмены вынесенного решения не установила.

Как следует из материалов дела, предпринимателем 15.04.2004 представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года. Для проверки правильности составления декларации и правомерности заявленных налоговых вычетов налоговый орган в соответствии со ст. ст. 93, 88 НК РФ направил в адрес налогоплательщика требование N 06-12/158 (1955) от 04.05.2005 о
представлении в установленный налоговым законодательством срок документов, с указанием конкретного перечня необходимых документов.

Неисполнение данного требования послужило основанием для вынесения решения N 62 от 25.05.2005 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 250 рублей.

Налогоплательщик посчитал действия налогового органа незаконными и оспорил их в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции указал на то, что право налоговых органов запрашивать у налогоплательщиков при проведении камеральных проверок необходимые для проверки документы предусмотрено статьями 88 и 93 НК РФ, однако признал решение налогового органа недействительным на том основании, что данное решение вынесено в последний день, когда налогоплательщик еще мог представить истребуемые документы.

Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьями 87 - 88 НК РФ.

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки дополнительные сведения
и документы прямо предусмотрено статьей 88 НК РФ.

Кроме того, в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ также указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен в ст. 6.1 НК РФ.

Согласно указанной статье сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В соответствии с положениями абз. 9 ст. 6.1 НК РФ начало срока считается со дня, следующего за датой, с которой связывается начало этого срока. При этом не принимается во внимание, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Из материалов дела следует, что требование N 1955 от 04.05.2005 направлено в адрес Разгонова А.В. 17.05.2005 и получено им 20.05.2005. Следовательно, срок, в течение которого предприниматель обязан представить истребуемые документы, заканчивался 25.05.2005, до 24 часов включительно.

Решение налоговый орган вынес
25.05.2005, то есть в период времени, предоставленного предпринимателю для выполнения своей обязанности по представлению документов.

В налоговом законодательстве действие, для совершения которого в налоговом праве установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. При этом особо оговаривается, что если документы либо денежные суммы были сданы на почту или телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным (ч. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В случае, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Довод кассационной жалобы о том, что налогоплательщик вообще не представил документы в налоговый орган, судом кассационной инстанции отклоняется как несостоятельный, не имеющий правового значения для правильного разрешения данного спора, поскольку предметом спора является требование о признании недействительным решения налогового органа, вынесенного до истечения срока, установленного налоговым органом для исполнения обязанности налогоплательщиком по представлению запрашиваемых документов.

При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал решение инспекции N 62 от 25.05.2005 принятым с нарушением норм налогового законодательства и признал его недействительным.

Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебного акта, им не допущено, поэтому кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14300/05-31-517 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.