Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.04.2006, 28.03.2006 N Ф03-А73/06-1/964 по делу N А73-6556/2005-28 Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 апреля 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/964“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 21.12.2005 по делу N А73-6556/2005-28 Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Хабаровскэнерго“ к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о взыскании 10050,76 руб.

Открытое акционерное общество “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов
Российской Федерации, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о взыскании 10050,76 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате электроэнергии в ноябре - декабре 2004 года в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 18.10.1991 N 1761-1.

Решением от 21.12.2005 исковые требования удовлетворены в сумме 9510,59 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что субъект РФ и муниципальное образование не были обеспечены в достаточном объеме финансовыми средствами для возмещения расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“. Во взыскании 540,17 руб. отказано, поскольку истец не доказал, что при предоставлении льгот отдельным гражданам ему были причинены убытки в указанном размере.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, Министерство финансов Российской Федерации просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 “Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий“ возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Кроме того, указывает, что из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ субъекту РФ выделено достаточно средств.

Представитель истца выразила согласие с
принятым по делу судебным актом и просила оставить его без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого по делу решения от 21.12.2005, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО “Хабаровскэнерго“ за счет собственных средств в 2004 году предоставило льготы в размере 50% по оплате электроэнергии отдельной категории граждан, проживающих в Нанайском районе Хабаровского края в соответствии с Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 33621 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении спора арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 16 и 17 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, предусматривающих для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, льготу по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которой и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской
Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419) расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 47 ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2004 год“ на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в Фонде компенсаций предусмотрено 1638240 тыс. руб.

Судом установлено, что размер перечисленных средств не соответствует фактическим потребностям.

Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что
обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 9510,59 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6556/2005-28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.