Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.04.2006, 28.03.2006 N Ф03-А73/06-1/966 по делу N А73-9533/2005-25 Поскольку финансовый орган федеральной казны не доказал, что обеспечил субъект Федерации финансовыми средствами для реализации государственных полномочий в полном объеме, правомерно иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, удовлетворен за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 апреля 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/966“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 08.11.2005, постановление от 16.01.2006 по делу N А73-9533/2005-25 (АИ-1/1539/05-37) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Дальсвязь“ к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Комитету социальной защиты Ульчского района Хабаровского края о взыскании 16500 руб.

Открытое акционерное общество “Дальсвязь“ обратилось в Арбитражный суд
Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения Ульчского района Хабаровского края о взыскании 16500 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по установке телефона гражданам, проживающим в Ульчском районе Хабаровского края, в 2002 - 2004 годах в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 18.10.1991 N 1761-1.

Решением от 08.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 “Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий“ возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Кроме того, указывает, что из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ субъекту РФ выделено достаточно средств.

В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства социальной защиты населения Хабаровского края и ОАО “Дальсвязь“ выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом
о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО “Дальсвязь“ в период с 01.01.2002 по 31.12.2004 осуществляло расчеты по оплате услуг электросвязи по установке и пользованию телефонами, радиоточками гражданами, проживающими в Ульчском районе Хабаровского края, с учетом льгот, предусмотренных для лиц, отнесенных к реабилитированным жертвам политических репрессий.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 16500 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 16 и 17 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, предусматривающих для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, льготу по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которой и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может
быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419) расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 47 ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2004 год“ на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в Фонде компенсаций предусмотрено 1638240 тыс. руб.

Судом установлено, что размер перечисленных средств не соответствует фактическим потребностям.

Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для
реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 16500 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.11.2005, постановление апелляционной инстанции от 16.01.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9533/2005-25 (АИ-1/1539/05-37) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.