Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.03.2006, 22.03.2006 N Ф03-А24/06-2/676 по делу N А24-4722/05-14 Налоговая ставка 0 процентов при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых применяется в отношении технологических потерь в пределах нормативов потерь, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 марта 2006 года Дело N Ф03-А24/06-2/676“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 21.12.2005 по делу N А24-4722/05-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Аквариус“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 19.09.2005 N 07-23/18959.

Общество с ограниченной ответственностью
“Аквариус“ обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 19.09.2005 N 07-23/18959.

Решением суда от 21.12.2005 заявленные требования удовлетворены.

Суд установил, что у общества имеются согласованные и утвержденные компетентным органом в установленном порядке нормативы неизбежных технологических потерь при добыче минеральных вод и углекислоты спонтанного газа, в связи с чем оснований для доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых за май 2005 года и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не имеется.

В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.

В кассационной жалобе налоговый орган, оспаривая вывод суда, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, решение суда является незаконным и подлежит отмене.

В обоснование жалобы налоговый орган указывает, что обществом неправильно применена налоговая 0%, поскольку право на льготу по исчислению налога на добычу полезных ископаемых может быть реализовано только после принятия соответствующим министерством нормативов потерь минеральных вод и углекислоты спонтанного газа.

При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене решения суда не установил.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за май 2005 года 19.09.2005 вынесено решение N 07-23/18959 о привлечении
ООО “Аквариус“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 206595,51 руб. явилось то, что общество необоснованно в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ в мае 2005 года применило налоговую ставку 0 процентов к нормативным потерям воды и углекислоты спонтанного газа, что привело к занижению налогооблагаемой базы на 2783711 руб. и неуплате налога в сумме 206595,51 руб.

Полагая, что оспариваемое решение налогового органа вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает законные интересы и права в сфере экономической деятельности, ООО “Аквариус“ обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с главой 26 НК РФ (Налог на добычу полезных ископаемых) налогоплательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого полезного ископаемого.

Пунктом 1 статьи 342 НК РФ установлено, что ставка 0% применяется в отношении технологических потерь в пределах нормативов потерь, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. ООО “Аквариус“ осуществляет деятельность по добыче и реализации полезных ископаемых, в том числе минеральной воды и углекислоты спонтанного газа.

Право на добычу удостоверено лицензией ПТР N 00258 МЭ (с целевым назначением и видами работ: добыча углекислых минеральных вод и попутная добыча углекислого газа Малкинского месторождения).

Судом установлено, что лицензионным соглашением установлены основные правила и условия, которыми должен руководствоваться недропользователь при добыче полезных ископаемых, в том
числе ежегодно представлять на утверждение в территориальный орган Госгортехнадзор России расчет годовой добычи (лимит) и уровня технологических потерь (пункт 4.6 соглашения).

Кроме того, пунктом 6.3 соглашения предусмотрено, что налоговые обязательства по добытым минеральной воде и углекислому газу определяются исходя из сложившихся цен реализации и потерь при добыче, установленных проектом промышленной разработки месторождения и ежегодно согласовываемых с территориальным органом Госгортехнадзора России.

Судом также установлено, что условия, предусмотренные соглашением, согласованы с Комитетом природных ресурсов по Камчатской области и Корякскому автономному округу (территориальным органом Министерства природных ресурсов).

Неизбежность технологических потерь при разработке месторождений минеральных вод и обязательность утверждения их норматива органом Госгортехнадзора России, как правильно указал суд первой инстанции, предусмотрены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 72 “Об утверждении Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей“, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71 “Об утверждении Правил охраны недр“.

Указанные нормативные акты разработаны и приняты Госгортехнадзором России в пределах компетенции, установленной Правительством Российской Федерации в Постановлении N 841 от 03.12.2001 “Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов “МПФ России“ следует читать “МПР России“.

В материалах дела имеется Письмо Госгортехнадзора России от 25.12.2002 N АС-04-35/759 “О согласовании нормативов потерь“, в котором указано, что нормативы потерь минеральных вод утверждению органами МПФ России или Минэнерго России не подлежат и их согласование территориальными органами Госгортехнадзора России производится в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, протоколом коллегии Камчатского межрегионального управления по техническому и экономическому надзору Ростехнадзора от 18.02.2005 N 8 утверждены нормативы потерь при добыче
минеральной воды в размере 70%, при добыче углекислоты спонтанного газа в размере 40%.

Налоговый орган, ссылаясь на отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов потерь и руководствуясь пунктом 4 Правил об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, считает, что до утверждения нормативов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, налогообложение по налоговой ставке 0% добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых не производится.

Суд исследовал этот довод налогового органа и пришел к обоснованному выводу о том, что порядок утверждения нормативов потерь, установленный указанными выше Правилами, касается только твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья, о чем прямо указано в Правилах, и не распределяется на добычу минеральных вод и углекислоты спонтанного газа.

Учитывая, что нормативы неизбежных технологических потерь в 2005 году при добыче углекислых холодных минеральных и термальных вод на Малкинских месторождениях утверждены протоколом Камчатского межрайонного управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора от 18.02.2005, оснований и полномочий для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.

Учитывая изложенное, решение суда признается законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.12.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-4722/05-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.