Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2006, 13.07.2006 по делу N А40-29599/06-80-111 Решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

6 июля 2006 г. Дело N А40-29599/06-80-11113 июля 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2006 г.

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2006 г.

Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Ю., членов суда: протокол вела судья Ю., с участием от заявителя - Н., дов. N 48/06 от 12.01.06, от ответчика - З., дов. N 41 от 01.06.06, удост. УР N 193124 от 10.05.06, рассмотрел дело по заявлению ОАО “Славнефть - ЯНПЗ им. Менделеева“ (Русойл) к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании частично незаконным решения от 20.02.06 N 28, незаконным и не подлежащим исполнению инкассовое поручение N 283 от 20.02.06,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Славнефть - ЯНПЗ им. Менделеева“ (Русойл) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.06 N 28 в части взыскания пеней по налогу на реализацию ГСМ в размере 11416531,49 руб.; признании незаконным и не подлежащим исполнению инкассовое поручение N 283 от 20.02.06 о взыскании пеней по налогу на реализацию ГСМ в размере 11416531,49 руб.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемые ненормативные акты - решение (в части) и инкассовое поручение не соответствуют ст. ст. 46, 70, 75 НК РФ, так как решение о взыскании в части пеней по налогу на реализацию ГСМ принято после истечения пресекательного срока, указанного в ст. 46 НК РФ и оснований для принятия решения в указанной части у ответчика не имелось; инкассовое поручение выставлено на основании незаконного решения и не может являться основанием для взыскания суммы пеней в бесспорном порядке.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, указанным в отзыве, ссылаясь на то, что решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика - организации в оспариваемой части принято с соблюдением установленных Законом сроков и в связи с неисполнением законного требования МРИ ФНС об уплате задолженности по пени, факт наличия задолженности по пени по налогу на реализацию ГСМ налогоплательщиком не оспаривается; направление инкассового поручения на бесспорное взыскание суммы пени является правомерным и не противоречащим действующему законодательству.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, письмом от 30.01.2006 N 52-17-11/00948 МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 направила заявителю требование об уплате налога N 55 по состоянию на 27.01.06, в котором предложила, в том числе, уплатить задолженность по пени по налогу на реализацию ГСМ в размере 11416531,49 руб. по сроку уплаты 13.08.03 Задолженность предлагалось уплатить в срок до 12.02.06 (л.д. 17).

20.02.06 налоговым органом, в связи с неисполнением заявителем требования в добровольном порядке, принято решение N 28 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, в которое, в том числе, включена задолженность по пени по налогу на реализацию ГСМ в размере 11416531,49 руб.

Налоговым органом произведено принудительное взыскание суммы пени путем направления в банк инкассового поручения N 283 от 20.02.06.

Согласно ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организации производится в бесспорном порядке.

Как следует из объяснений ответчика, пени исчислены по состоянию на 27.01.06 с учетом того, что установленный срок уплаты истек 13.08.2003, и требование подлежало исполнению в срок до 12.02.2006.

Ответчик считает, что в статье 70 НК РФ сроки выставления требования по пени не установлены и действия Инспекции являются правомерными, так как в срок, указанный в требовании, задолженность по пени не была погашена.

Доводы ответчика не могут быть приняты судом, исходя из следующего.

Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут уплачиваться налогоплательщиком как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Ответчиком в судебном заседании не отрицалось, что задолженность по налогу заявителем по состоянию на 13.08.03 погашена.

Сумма пеней заявителем в добровольном порядке не оплачена.

В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Пунктом 9 ст. 46 НК РФ установлено, что положения статьи 46 НК РФ применяются также и при взыскании пени.

В п. 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога и пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Таким образом, в силу указанной нормы НК РФ требование об уплате пеней должно было быть направлено заявителю либо не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (по сроку уплаты - 13.08.03 - не позднее 13.11.03), либо в десятидневный срок с момента вынесения решения по результатам налоговой проверки.

В требовании Инспекции решение по результатам проверки как основание для взыскания пени не указано.

Вместе с тем, несоблюдение указанных в ст. 70 НК РФ сроков не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных НК РФ, но и не влечет изменения порядка взыскания.

Шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам о взыскании налогов, пени, исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

С учетом изложенного суд считает, что Инспекцией в нарушение действующего законодательства произведено изменение порядка исчисления пресекательного срока на взыскание сумм пеней, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ, в связи с чем решение Инспекции в рассматриваемой части является незаконным.

Инкассовое поручение подписано заместителем руководителя Инспекции и является ненормативным правовым актом, что прямо следует из разъяснений ВАС РФ, данных в п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Поскольку инкассовое поручение выставлено на основании незаконного решения (в рассматриваемой части), суд считает требование заявителя о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения N 283 от 20.02.06 подлежащим удовлетворению.

При таких обстоятельствах доводы ответчика о правомерности действий Инспекции при принятии решения и направления инкассового поручения суд считает не основанными на нормах налогового законодательства.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемые решение (в части взыскания пени по налогу на реализацию ГСМ), инкассовое поручение N 283 от 20.02.06 не соответствует нормам НК РФ и нарушают права заявителя, а инкассовое поручение не подлежит исполнению.

Госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, так как ответчик от уплаты госпошлины освобожден в силу главы 25.3 НК РФ.

На основании изложенного, ст. ст. 46, 70, 75 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 170, 201 АПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

признать незаконным, не соответствующим НК РФ, решение Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.06 N 28 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) -организации или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках, вынесенное в отношении ОАО “Славнефть - ЯНПЗ им. Менделеева“ (Русойл), в части взыскания пеней по налогу на реализацию ГСМ в размере 11416531,49 руб.

Признать незаконным, не соответствующим НК РФ, и не подлежащим исполнению инкассовое поручение N 283 от 20.02.06 о взыскании пеней по налогу на реализацию ГСМ в размере 11416531,49 руб., выставленное Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 к расчетному счету ОАО “Славнефть - ЯНПЗ им. Менделеева“ (Русойл).

Возвратить ОАО “Славнефть - ЯНПЗ им. Менделеева“ (Русойл) из федерального бюджета госпошлину в размере 4000 руб., уплаченную по платежному поручению N 197 от 04.04.06 и в размере 66582 руб. 65 коп., уплаченную по платежному поручению N 591 от 15.05.06.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.