Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2006, 22.02.2006 N Ф03-А37/06-2/120 по делу N А37-2972/05-1 Решение налогового органа о доначислении НДС правомерно признано недействительным, поскольку налогоплательщик как участник особой экономической зоны обоснованно пользовался льготой по НДС, установленной действующим законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 февраля 2006 года Дело N Ф03-А37/06-2/120“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 22 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 1 по Магаданской области на решение от 21.09.2005 по делу N А37-2972/05-1 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению открытого акционерного общества “Магаданэлектросетьремонт“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, третье лицо: Администрация ОЭЗ в Магаданской области, о признании недействительным решения от 22.08.2005 N ТА-08-10/6467.

Открытое акционерное общество “Магаданэлектросетьремонт“ (далее
- ОАО “Магаданэлектросетьремонт“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 22.08.2005 N ТА-08-10/6467, которым Обществу доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2005 года в сумме 591754 руб.

Решением от 21.09.2005 арбитражный суд удовлетворил заявленное требование и признал недействительным пункт 3.1 подпункта “а“ резолютивной части обжалуемого решения налогового органа. Судебный акт мотивирован тем, что Общество, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно пользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, в связи с чем оспариваемым решением инспекцией по налогам и сборам неправомерно доначислен НДС за спорный период.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, сославшись на неправильное применение судом норм налогового права, регулирующих спорные отношения. По мнению заявителя, с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу положение Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ в части льгот по налогообложению по налоговому режиму особой экономической зоны, поскольку данный Закон не отнесен к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, Общество обязано уплачивать названный налог на общих основаниях. Налоговым органом также указано, что в 2005 году все действующие ранее льготы по Особой экономической зоне в Магаданской области утратили силу,
так как статья 18 НК РФ действует с 01.01.2005 в новой редакции, которая не предусматривает специального налогового режима в виде особой экономической зоны.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены принятого по делу судебного акта не установил.

Как следует из материалов дела, ОАО “Магаданэлектросетьремонт“ представило в инспекцию по налогам и сборам налоговую декларацию по НДС за апрель 2005 года. По результатам проверки вынесено решение от 22.08.2005 N ТА-08-10/6467 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить доначисленный НДС за указанный налоговый период в сумме 591754 руб.

Не согласившись с решением инспекции по налогам и сборам, Общество обжаловало его в судебном порядке.

Основанием для доначисления НДС явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение в 2005 году льготы по НДС, а именно: освобождение от уплаты этого налога в части, поступающей в федеральный бюджет, предусмотренной статьей 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ). При этом инспекция по налогам и сборам исходила из того, что с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса РФ “Налог на добавленную стоимость“, не предусматривающей такой льготы для участников особой экономической зоны, последние утрачивают свое право на освобождение от уплаты спорного налога в федеральный
бюджет. Кроме того, налоговый орган считает, что с 01.01.2005 понятие особой экономической зоны как специального налогового режима налоговым законодательством не предусмотрено.

Арбитражный суд Магаданской области, проверяя правомерность действий инспекции по налогам и сборам и удовлетворяя заявленное Обществом требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта правовым нормам, регулирующим особый порядок исчисления и уплаты НДС с учетом предоставленной, согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, льготы.

Как установлено судом, Общество является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), что не оспаривается лицами, участвующими в деле, подтверждается регистрационным свидетельством серии от 10.08.2004 ОЭЗ N 000696.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Настоящее положение действует до 31.12.2005. В период возникновения спорных правоотношений данная норма действовала с учетом внесенных в нее изменений, не затрагивающих эти правоотношения.

Аргументируя свои выводы, суд правильно указал на то, что введение в действие Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 главы 21 “Налог на добавленную стоимость“, регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ, и, соответственно, право их участников на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, определенное статьей 5 упомянутого ранее Федерального закона N 104-ФЗ.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что
в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ (статья 126) приостановлено с 01.01.2005 по 31.12.2005 действие статьи 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию особой экономической зоны. Следовательно, в отношении иных налогов в части, поступающей в федеральный бюджет в 2005 году, сохраняет свое действие льгота для участников ОЭЗ в Магаданской области. Из материалов проверки (решения N ТА-08-10/6467 от 22.08.2005) следует, что указанный в налоговой декларации НДС не исчислен только на основании льготы, предусмотренной для участников особой экономической зоны.

Изложенное означает, что разъяснения, данные пунктом 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, на которые ссылается в кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам, относительно применения норм закона, касающихся налоговых льгот, обязательны для арбитражного суда с учетом возникшей правовой ситуации, урегулированной иными законодательными актами.

Являются необоснованными и доводы заявителя кассационной жалобы о том, что с 01.01.2005 статья 18 НК РФ действует в новой редакции, в которой такого специального налогового режима, как свободная экономическая зона, не предусмотрено, поэтому льготы для участников Особой экономической зоны в Магаданской области - положения статьи 5 Федерального
закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ - к правоотношениям, возникшим после 01.01.2005, применяться не должны.

Указанный выше Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ в Федеральном законе от 29.07.2004 N 95-ФЗ не назван утратившим силу, значит, сохраняет свое действие и в 2005 году. Данный Закон прямого действия и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Нормы данного Закона регулируют налогообложение в зонах действия специальных налоговых режимов, следовательно, имеют специальный, а значит, приоритетный характер по сравнению с нормами, регулирующими общий порядок налогообложения и уплаты отдельных налогов, так как определяют специфику налоговых отношений ограниченного круга плательщиков. Новая редакция статьи 18 НК РФ устанавливает специальные налоговые режимы, в числе которых такой режим, как особая экономическая зона, не указан. Вместе с тем старая редакция данной статьи, которая так и не была введена в действие, так как статья 18 НК РФ вводилась в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, также не содержала указанного выше специального режима, который был установлен специальным по отношению к Налоговому кодексу Российской Федерации нормативным актом - Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ.

В связи с вышеизложенным является безосновательным довод заявителя жалобы о том, что из состава специальных налоговых режимов Налогового кодекса Российской Федерации исключен режим особых экономических зон.

Льгота предоставлена Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ на период с 01.07.1999 до 31.12.2005, использование данного преимущества относится к длящимся налоговым правоотношениям, следовательно, к ним не могут применяться новые законы, ухудшающие положение налогоплательщика. Данный подход подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания обратной
силы законам, ухудшающим положения налогоплательщиков, являющихся участниками длящихся правоотношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 23.04.2004 N 9-П (пункт 4.2) также указал, что в силу статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 19 (часть 1), 76 (части 1 и 2), пункта 2 раздела второго “Заключительные и переходные положения“ Конституции Российской Федерации структурирование системы федерального законодательства, по общему правилу, предполагает, что нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которым они были установлены.

Следовательно, льготы, предусмотренные Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ, не могут быть отменены иначе, чем путем внесения изменений именно в данный Закон либо специально принятым федеральным законом. Таким образом, введение в действие нормы пункта 3 статьи 56 НК РФ в новой редакции не означает автоматического прекращения действия льготы, предоставленной равным по значению федеральным законом.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у Общества отсутствовала обязанность по уплате в спорный период НДС в федеральный бюджет, а у налогового органа - права доначисления этого налога. На основании изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.09.2005 по делу N А37-2972/05-1 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.