Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2006 N Ф03-А73/05-1/4686 Поскольку суд апелляционной инстанции не проверил наличие либо отсутствие доказательств, подтверждающих то, что о факте задержки доставки груза и его причинах было известно грузополучателю, дело по иску о взыскании пеней за просрочку доставки груза направлено на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 января 2006 года Дело N Ф03-А73/05-1/4686“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2006. Полный текст постановления изготовлен 31.01.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Находкинский морской торговый порт“ на решение от 12.11.2004, постановление от 20.09.2005 по делу N А73-7928/2004-28 (АИ-1/901/05-42) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Находкинский морской торговый порт“ к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ о взыскании 540776 руб. 16 коп.

Открытое акционерное общество “Находкинский морской торговый порт“ (далее - ОАО “НМТП“) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому
акционерному обществу “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) о взыскании пени за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным NN ЭБ700572, ЭБ700662, ЭБ700623, ЭБ710010, ЭБ709970, ЭБ709859, ЭБ709961, ЭБ709873, ЭБ709801, ЭБ709833, ЭБ779759, ЭБ809323, ЭБ853688 в сумме 540776 руб. 10 коп. согласно ст. 97 УЖТ РФ.

Решением от 12.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2005, исковые требования удовлетворены в части взыскания пени по железнодорожным накладным N ЭБ779759, ЭБ853688 в сумме 69540 руб. 93 коп., в остальной части иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа постановление от 27.01.2005 в части отказа во взыскании 471235 руб. 23 коп. отменено, дело в этой части передано на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении постановлением от 20.09.2005 решение от 12.11.2004 в части отказа во взыскании 471235 руб. 23 коп. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “НМТП“ просит отменить решение от 12.11.2004, постановление от 20.09.2005 как принятые в нарушение норм права и не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению заявителя, представленные железнодорожные накладные свидетельствуют о просрочке доставки груза; отметок перевозчика о возможности увеличения срока доставки груза железнодорожные накладные не содержат. Ссылается на отсутствие доказательств направления истцу актов общей формы от 02.03.2004 N 601182, от 11.03.2004 N 600022, приложении их к перевозочным документам и впоследствии передаче истцу. Отметка о задержке вагонов в дорожных ведомостях, а также выписки из книги диспетчеров в силу п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, п. 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом не являются надлежащим доказательством и, следовательно, основанием для увеличения сроков доставки груза. Указывает на отсутствие доказательств неприема груза по вине
истца.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО “НМТП“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО “РЖД“, возражая относительно приведенных доводов, просил оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить постановление от 20.09.2005 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, по железнодорожным накладным NN ЭБ700572, ЭБ700662, ЭБ700623, ЭБ710010, ЭБ709970, ЭБ709859, ЭБ709961, ЭБ709873, ЭБ709801, ЭБ709833, ЭБ779759, ЭБ809323, ЭБ853688 в адрес ОАО “НМТП“ на станцию Находка ДВЖД прибыл груз.

Грузополучатель, установив, что на станцию назначения груз прибыл с просрочкой доставки, предъявил ответчику претензию по каждой вышеуказанной накладной.

В связи с неполучением ответа перевозчика на претензию истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При проверке решения от 12.11.2004 суд апелляционной инстанции, установив факт просрочки доставки груза, а также то, что на ст. ст. Ин, Вяземская ДВЖД имела место задержка вагонов, которая подтверждается приказами N 115, 18, отраженными в книге диспетчеров единого диспетчерского центра, и составлением дорогой актов общей формы от 02.03.2004 N 601182, от 11.03.2004 N 600022, сделал вывод о возможности увеличения срока доставки грузов и, следовательно, об отсутствии оснований для взыскания пени.

При этом суд указал, что истцом акты общей формы в установленном порядке не оспорены.

Положениями ст. ст. 29, 33, 97, 119 УЖТ РФ предусмотрена обязанность перевозчика доставлять груз по назначению в установленный срок, а в случае просрочки доставки груза возможность применения к перевозчику ответственности по уплате грузополучателю пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем
в размере платы за перевозку данных грузов. При этом Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, предусмотрена возможность увеличения срока доставки грузов на все время задержки, в том числе в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей (п. 6 Правил). По факту задержки вагонов перевозчик составляет акт общей формы, о составлении которого делается отметка в перевозочных документах (железнодорожной накладной) и, кроме того, прикладывает соответствующий акт к перевозочным документам и впоследствии при раскредитовании перевозочных документов выдает грузополучателю.

Факт задержки вагонов, причина задержки и, соответственно, возможность увеличения сроков доставки груза связаны с необходимостью перевозчиком составления актов общей формы в двух экземплярах, один из которых прикладывается к перевозочным документам, а также с необходимостью проставления в накладной и в дорожной ведомости соответствующей отметки о задержке груза и составления акта общей формы, которые впоследствии выдаются грузополучателю при раскредитовании перевозочных документов.

Суд апелляционной инстанции, установив факт составления актов общей формы от 02.03.2004 N 601182, от 11.03.2004 N 600022, а также наличие отметки в дорожной ведомости, вместе с тем не выяснил их соответствие вышеприведенным нормам, не проверил наличие либо отсутствие доказательств, подтверждающих то, что о данном факте (задержке) и его причинах было известно грузополучателю.

Указание судом на то, что названные акты общей формы в установленном порядке не оспорены, сделано без ссылки на соответствующие нормы, предусматривающие возможность такого спора.

Кроме того, акты общей формы при задержке вагонов на промежуточной железнодорожной станции составляются
в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, пунктом 3.1 которых предусмотрено составление акта в том числе по причинам, зависящим от грузополучателя, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения. Такие доказательства судом не исследованы.

На основании изложенного постановление от 20.09.2005 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 20.09.2005 по делу N А73-7928/2004-28 (АИ-1/901/05-42) Арбитражного суда Хабаровского края отменить и передать дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.