Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.01.2006 N Ф03-А04/05-1/4617 Поскольку финансовый орган казны Российской Федерации не доказал, что обеспечил субъект Федерации финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению федерального закона, правомерно расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам, взысканы с федеральной казны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 января 2006 года Дело N Ф03-А04/05-1/4617“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 04.10.2005 по делу N А04-2581/05-23/166 Арбитражного суда Амурской области по иску открытого акционерного общества “Дальсвязь“ к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Департамент социальной защиты населения Администрации Амурской области, Финансовый департамент Администрации Амурской области, о взыскании 2344487,76 руб.

Открытое акционерное общество “Дальсвязь“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 2344487,76 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате услуг электросвязи за установку квартирного телефона и абонентной платы в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Департамент социальной защиты населения Администрации Амурской области, Финансовый департамент Администрации Амурской области.

Решением от 04.10.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением от 04.10.2005, Управление Федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот инвалидам, так как согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных расходов, понесенных операторами связи, производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ как главному распорядителю бюджетных средств.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.



Как видно из материалов дела, ОАО “Дальсвязь“ за счет собственных средств в 2004 году предоставляло льготы по оплате услуг электросвязи за установку квартирных телефонов и абонентной платы лицам, имеющим право на их получение в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, на общую сумму 2344487,76 руб.

Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд правомерно руководствовался указанным законодательством.

В соответствии с ФЗ “О ветеранах“ ветеранам установлены льготы по оплате абонентной платы за телефон в размере 50%.

Так, статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ на реализацию льгот по расходам на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование предусмотрено 2882965,1 тыс. руб.

Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 установлен порядок, в соответствии с которым в 2004 году финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в текущем году Министерству труда и социального развития РФ на реализацию льгот ветеранам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов РФ.

Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок органов социальной защиты населения субъектов РФ по каждому виду услуг связи принимает решение о распределении ассигнований по субъектам РФ в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на год, и доводит это решение до их сведения.

Органы социальной защиты населения в соответствии с заключенными с операторами связи договорами и на основании этих решений производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований и по мере их поступлений из федерального бюджета.

Как установлено судом, перечисление денежных средств на реализацию указанных льгот производилось через Управление Федерального казначейства по Амурской области Департаменту социальной защиты населения Администрации Амурской области.

В 2004 году на возмещение затрат за предоставленные услуги электросвязи согласно ФЗ “О ветеранах“ операторам связи выделено 32045 тыс. руб.

Однако выделенных денежных средств оказалось недостаточно для финансирования льгот указанной категории граждан в полном объеме.



Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2344487,76 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.10.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2581/05-23/166 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.