Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.12.2006 по делу N А55-36486/05 Поскольку деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях не относится к образовательной и в соответствии с ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ не подлежит лицензированию, отказ в применении льготы по НДС, предусмотренной п/п. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, по причине отсутствия лицензии на осуществление дошкольной образовательной деятельности является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 декабря 2006 года Дело N А55-36486/05“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “АвтоВАЗ“, г. Тольятти, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области N 04-20/43 от 20.09.2005 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 859161 руб., пени - 1247,63 руб. и штрафа в сумме 171832 руб. на основании п/п. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 20.06.2006 Арбитражного суда Самарской области заявленные требования удовлетворены на основании того, что налоговым органом не представлены доказательства недобросовестности налогоплательщика при возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета.

Постановлением от 29.08.2006 апелляционная инстанция того же суда указанное решение оставила без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести по делу новый судебный акт.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по вопросу правомерного применения налоговых льгот за май 2005 г. налоговым органом установлено отсутствие у заявителя лицензии на дошкольное образование и воспитание, в связи с чем Общество неправомерно отнесло реализацию услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях к операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии с п/п. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результату проверки налоговым органом было вынесено решение N 04-20/43 от 20.09.2005, которым Открытое акционерное общество “АвтоВАЗ“ привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 171832 руб. и доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 859161 руб., начислены пени - 1247,63 руб.

Согласно п. 6 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, перечисленные в п. 2 данной статьи операции по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с Законом Российской Федерации “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Арбитражный суд Самарской области, признавая недействительным решение налогового органа, сделал вывод о том, что осуществляемая Обществом деятельность по содержанию детей в дошкольном учреждении, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с данным Законом.



Ссылка налогового органа на Закон Российской Федерации “Об образовании“ является необоснованной, поскольку он регулирует деятельность дошкольных образовательных учреждений, то есть отдельной категории дошкольных образовательных учреждений, тогда как ст. 149 распространяется на все дошкольные учреждения, не выделяя какую-либо их категорию.

В данном случае дошкольные учреждения созданы заявителем для содержания детей дошкольного возраста своих работников, а не структурами, входящими в систему образовательных учреждений. Расходы по содержанию дошкольных учреждений подлежат льготированию. Вывод суда о том, что деятельность по содержанию детей не может подлежать лицензированию и не лицензируется, лицензия на право содержания детей в детских садах не предусмотрена действующим законодательством, является правильным.

Судом первой и апелляционной инстанций были исследованы счета-фактуры, свидетельствующие о том, что Открытое акционерное общество “АвтоВАЗ“ не облагает налогом на добавленную стоимость сумму, полученную в результате услуг именно по содержанию детей в дошкольных учреждениях.

Каких-либо доказательств недобросовестных действий заявителя в целях неправомерного получения налогового вычета ответчик суду не представил.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.06.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 29.08.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-36486/05 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.