Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.11.2006 по делу N А65-28398/2005-СА1-7 Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению плательщика за счет средств Пенсионного фонда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 ноября 2006 года Дело N А65-28398/2005-СА1-7“

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель Бусыгин Владимир Михайлович, г. Нижнекамск, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, о признании незаконными действий налогового органа, выраженных в непроведении зачета излишне перечисленной суммы 27713 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на неверный код бюджетной классификации (далее - КБК), и обязании ответчика устранить нарушение прав и законных интересов Предпринимателя путем проведения зачета указанной суммы с КБК 18210202030061000160
на КБК 18210202010061000160.

Судом к участию в деле в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнекамскому району и городу Нижнекамску.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.01.2006, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2006, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты, полагая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и сбора, ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации установлен механизм возврата лишь сумм излишне уплаченного налога, сбора и пени. Следовательно, по мнению налогового органа, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 1 августа 2005 г. истец обратился к налоговому органу с заявлением о зачете ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 27713 руб. по коду бюджетной классификации 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160.

Письмом от 12.08.2005 налоговый орган отказал заявителю в проведении указанного зачета.

Суды правомерно признали данный отказ налогового органа незаконным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в
порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона).

В пункте 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации N 114н от 10.12.2004, главным распорядителем средств федерального бюджета, администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба.

В силу п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма
излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, вывод арбитражного суда о незаконности действий налогового органа по непроведению зачета является правомерным.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела.

Правовых оснований для их отмены не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.01.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 18.07.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-28398/2005-СА1-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.