Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2006, 06.07.2006 по делу N А40-33099/06-99-140 Налоговый орган в силу положения п. 4 ст. 142 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по налогам, поскольку требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества должника.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

3 июля 2006 г. Дело N А40-33099/06-99-1406 июля 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2006 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2006 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи К., при ведении протокола судебного заседания секретарем Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: ЗАО “Лоза“ к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 о признании незаконным решения от 04.05.2006 N 162, при участии от заявителя: К., дов. от 01.03.2006 N 2; от ответчика: Б., дов. от 17.05.2006 N 30,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “Лоза“ (далее - общество) просит признать незаконным
решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - инспекция) от 04.05.2006 N 162 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках (далее - решение о взыскании).

В обоснование своих требований заявитель указал, что налоговый орган не вправе обращать взыскание на денежные средства на счета общества в банках, поскольку общество признано несостоятельным (банкротом) и данные требования могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Инспекция требования не признала, указав в отзыве, что решение о взыскании было правомерно вынесено на основании Приказа ФНС РФ от 18.10.2004, поскольку взыскиваемые суммы налогов и пеней являются текущими платежами.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Московской области от 19.12.2002 в отношении общества введено наблюдение, назначен внешний управляющий (л.д. 23). Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2006 по делу N А40-13801/03-66-11Б общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство (л.д. 6 - 7).

В связи с наличием у общества задолженности по налогам и сборам инспекцией было направлено требование об уплате налогов и пени N 682 по состоянию на 19.04.2006 на общую сумму налогов 9130768 руб. и пени 857547 руб.

04.05.2006 инспекцией принято решение N 162 о взыскании. Как указано в решении, срок исполнения обязанности по уплате неуплаченной суммы налога (сбора), а также пеней, установленный требованием об уплате налога, истек 29.04.2006.

Как видно из установленных в требовании сроков уплаты налогов и сборов (л.д. 24 - 25) - 2005 - 2006 годы, и налоговых
деклараций (л.д. 54 - 126), данные платежи являются текущими, т.е. возникшими после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 1 ст. 126 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) с момента признания должника банкротом снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона;

расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим
денежным обязательствам должника, указанным в пункте 1 настоящей статьи, определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, Законом о банкротстве установлена очередность удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства. Принимая решение об обращении взыскания на денежные средства организации, в отношении которой открыто конкурсное производство, инспекция тем самым указанную очередность нарушает.

Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.

Таким образом, требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134
Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Следовательно, вопрос о взыскании с общества налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Решением о взыскании, котором инспекция предписывает произвести взыскание денежных средств с банковских счетов общества, нарушаются права и законные интересы не только самого заявителя, но и других конкурсных кредиторов, поскольку данными действиями инспекция пытается добиться преимущественного удовлетворения своих требований.

Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону “О несостоятельности (банкротстве)“, решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 04.05.2006 N 162 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках, вынесенное в отношении ЗАО “Лоза“.

Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.