Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.09.2006 по делу N А55-3814/2006 Арбитражный суд удовлетворил заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации внесенных изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в связи с необоснованностью отказа в регистрации и отсутствием со стороны заявителя нарушений требований к оформлению документов, определенных Законом о государственной регистрации юридических лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 сентября 2006 года Дело N А55-3814/2006“

(извлечение)

Жилищно-строительный кооператив N 246 (далее - ЖСК N 246, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.03.2006 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании Инспекции совершить действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице - ЖСК N 246, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Решением суда
первой инстанции от 04.04.2006, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2006, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и вынести новый судебный акт, указывая при этом, что согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц на 10.03.2006 председателем ЖСК N 246 является Вернадская Г.Б., однако заявление ЖСК N 246 по форме N Р14001 подписано Шмидт В.Н., сведения о которой в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют. Доводы Инспекции подробно изложены в кассационной жалобе.

В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установил следующее.

Как видно из материалов дела, 05.02.2006 на общем собрании членов Кооператива избран его новый председатель, которая обратилась в налоговый орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в частности об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Кооператива.

Инспекция в решении от 10.03.2006 отказала Кооперативу в государственной регистрации в связи с подписанием заявления по форме N Р14001 неуполномоченным лицом, а именно - вновь избранным председателем.

Не согласившись с указанным решением налогового органа, Кооператив обжаловал его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Самарской области, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что поданное в регистрирующий орган заявление по
форме N Р14001 подписано уполномоченным на то лицом.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В силу п. 5 названной статьи юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в п. 1 данной статьи сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

В пункте 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении
сведения достоверны.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ представление документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Федерального закона.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Органами управления жилищного кооператива являются общее собрание членов жилищного кооператива, правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива (ст. 115 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. ст. 116, 117 Жилищного кодекса Российской Федерации высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое избирает органы управления жилищного кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом.

Председатель правления жилищного кооператива без доверенности действует от имени кооператива (ст. 119 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из указанных норм следует, что полномочия нового руководителя юридического лица, в том числе действовать от имени организации без доверенности, возникают с момента избрания его на эту должность. Соответственно, лицо, избранное в установленном порядке на должность председателя кооператива, является уполномоченным лицом на подачу заявления
о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Судебными инстанциями установлено, что Шмидт В.Н. была избрана председателем общим собранием членов Кооператива и заявление о государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р14001 было подано в налоговый орган Шмидт В.Н.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Самарской области сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа Кооперативу в регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана верная правовая оценка. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.04.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 02.06.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-3814/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.