Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.08.2006 по делу N А49-949/2006-91А/22 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа отказано правомерно, поскольку у заявителя отсутствуют основания для применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость и его возмещения из бюджета в связи с отсутствием у него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость от реализации коммунальных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 августа 2006 года Дело N А49-949/2006-91А/22“

(извлечение)

Муниципальное учреждение “Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы“ (далее - Департамент) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы о признании недействительным ее решения от 29.12.2005 N 125 в части предложения уменьшить исчисленную в завышенных размерах сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость над общей суммой исчисленного налога на 578640 руб. и внести исправления в бухгалтерский учет, а также обязать ответчика возместить из федерального бюджета
сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость под общей суммой исчисленного налога в сумме 1235842 руб.

Решением суда от 10.04.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционной инстанцией законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решения суда, мотивируя это неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

По мнению Департамента, решение суда основано на ошибочном применении положений п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как он не является органом, входящим в систему органов местного самоуправления и не осуществляет реализацию коммунальных услуг в рамках исключительных компетенций.

Уставом г. Пензы, принятым решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4, предусмотрено, что к вопросам местного значения г. Пензы относятся, в том числе, организация в границах г. Пензы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 73 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) в области жилищного хозяйства и коммунального обслуживания населения городская администрация осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения.

Статьей 33 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что органы местного самоуправления выступают заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ
с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Таким образом, обеспечение услугами заключается в организации работы муниципальных служб и иных хозяйствующих субъектов, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения.

Департамент создан на основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 14.05.2005 N 662 в связи с реорганизацией Муниципального учреждения “Жилсервис г. Пензы“ и “Коммунсервис г. Пензы“ путем слияния. Учреждение создано с целью дальнейшего совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством города, направленного на повышение уровня предоставляемых населению услуг.

Цель создания муниципального учреждения - осуществление управленческих и иных функций некоммерческого характера - согласуется с понятием и целями деятельности учреждения, предусмотренными п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно Уставу Департамент создан для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе. Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Постановлением Главы администрации города. Учреждение финансируется из бюджета г. Пензы в пределах утвержденной им сметы. Численность работников за июль 2005 г. составила 140 человек.

Администрация г. Пензы через созданный ею для целей эффективного использования и контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства Департамент приобретала энергоресурсы и иные услуги для последующей реализации населению коммунальных услуг.

Главными видами деятельности Учреждения являются осуществление общего руководства, координация и контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений жилищно-коммунального хозяйства, участие в формировании, размещении муниципального заказа на выполнение работ по благоустройству территории, по эксплуатации, содержанию и развитию муниципального жилищного фонда г. Пензы; внешнему благоустройству и озеленению территории города; оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства и осуществление контроля за исполнением муниципального заказа; осуществление функции наймодателя по договорам социального найма
муниципального жилищного фонда; заключение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, выводы суда о том, что применение в отношении заявителя как муниципального учреждения, финансируемого за счет средств бюджета г. Пензы, правил о том, что п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, являются законными и обоснованными.

Поскольку предприятия жилищно-коммунального хозяйства реализуют коммунальные услуги отдельным категориям населения по льготным ценам, расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию, помимо населения несет местный бюджет или иные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством.

Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации в соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, включаются в расходную часть местных бюджетов.

Полученные Департаментом как денежные средства от населения в виде платы за коммунальные услуги, так и средства бюджетов (дотаций, субсидий) не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, так как в данном случае деятельность заявителя рассматривается как выполнение органом местного самоуправления п. п. 4 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, установивших, что указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими
организациями через расчетно-кассовые центры.

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у Департамента права на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета в связи с отсутствием у него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость от реализации коммунальных услуг являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.04.2006 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-949/2006-91А/22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.