Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.06.2006 по делу N А12-5459/06-С15 Несмотря на то что факт совершения административного правонарушения, выраженного в продаже алкогольной продукции без надлежащим образом оформленных документов, подтвержден материалами дела, суд отказал в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности в связи с истечением срока давности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 июня 2006 года Дело N А12-5459/06-С15“

(извлечение)

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “Элвис Плюс“ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением арбитражного суда от 29.03.2006 в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда просит вынесенное по делу решение отменить, привлечь Общество к административной ответственности. В обоснование жалобы налоговый
орган указывает на нарушение Обществом п. 1 ст. 10.2 и п. 1 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, а именно отсутствие у ответчика товарно-транспортных накладных.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 17.02.2006 в ходе проверки бара “Япона Папа“, принадлежащего Обществу и расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Советская,16, осуществлялась розничная продажа населению алкогольной продукции в розлив. На ряд алкогольной продукции отсутствовали товарно-транспортные накладные. Протоколом N А-3444190202 от 17.02.2006 произведен арест алкогольной продукции в количестве 5 бутылок.

13.03.2006 налоговый орган в отношении Общества составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “Элвис Плюс“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что факт совершения Предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Данный вывод нельзя признать основанным на законе и установленным судом по фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной или спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без справки к товарно-транспортной накладной влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальный размеров оплаты труда с конфискацией
алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридически лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Судом установлено, что в ходе проверки Обществом были представлены все документы, кроме товарно-транспортных накладных. По мнению Общества представленные расходные накладные содержат все необходимые сведения об алкогольной продукции и являются товарно-транспортными накладными.

Согласно п. 1 ст. 26 Закона Российской Федерации N 171-ФЗ от 22.11.95 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ запрещается оборот указанной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками.

Статьей 10 названного Закона установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

Вероятно, имелась в виду статья 10.2 Закона Российской Федерации N 171-ФЗ от 22.11.1995.

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).

В силу п. 2 настоящего Закона этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1
ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Согласно п. 2 настоящей статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные настоящей статьей.

Форма товарно-транспортной накладной утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78.

Таким образом, представленные расходные накладные не могут заменять собой установленную законом форму товарно-транспортной накладной.

Исходя из изложенного, вывод суда о недоказанности факта совершения Обществом административного правонарушения является необоснованным.

Вместе с тем исходя из состава правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства при настоящем деле следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно названной статье Кодекса Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении установленного данной нормой закона двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Правонарушение имело место и было выявлено 17.02.2006.

Поскольку в момент вынесения Постановления кассационной инстанцией по делу сроки давности привлечения к административной ответственности истекли, так как с момента совершения правонарушения и возбуждения административного производства прошло более двух месяцев, суд кассационной инстанции отказывает в привлечении Общества к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.
286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.03.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-5459/06-С15 отменить. В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “Элвис Плюс“ к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.