Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 27.06.2006, 04.07.2006 по делу N А41-К2-8508/06 Суд удовлетворил заявление о признании незаконными действий регистрирующего органа по включению войсковой части в Единый государственный реестр юридических лиц, т.к. решение о создании федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ принимает только Министр обороны РФ, однако решения о придании войсковой части статуса юридического лица не принималось.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 июня 2006 г. Дело N А41-К2-8508/064 июля 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27.06.2006.

Решение изготовлено в полном объеме 04.07.2006.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи К., протокол судебного заседания вел судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя военного прокурора Московского военного округа к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 7 по Московской области, третье лицо - войсковая часть 96550 о признании недействительным решения и обязании внести запись в ЕГРЮЛ, при участии в заседании: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

заместитель военного прокурора Московского военного округа (далее - заместитель военного прокурора МВО) обратился в Арбитражный суд Московской
области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 7 по Московской области (далее - Инспекция), с учетом уточнений от 27.06.2006, о признании недействительным решения МРИ ФНС РФ N 7 по МО от 06.01.2004 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 96550, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и обязании внести запись в ЕГРЮЛ о принятии арбитражным судом решения о признании недействительной записи о включении в него 06 января 2004 года войсковой части 96550 в качестве юридического лица за основным регистрационным номером 1045004250026.

Представитель заявителя в судебное заседание явился.

Представители ответчика и третьего лица, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились.

В порядке ст. 163 АПК РФ продолжено судебное заседание после перерыва.

Ответчик не признает заявленные требования заместителя военного прокурора МВО по мотивам, изложенным в отзыве, указывая, что данное заявление представлено в суд с нарушением срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, а также полагает, что войсковая часть 96550 - это государственное учреждение, а следовательно, является юридическим лицом (л.д. 24 - 26).

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению, а доводы ответчика являются ошибочными и не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Проведенной прокурорской проверкой в войсковой части 96550 установлено, что 6 января 2004 года Межрайонная инспекция ФНС N 7 по Московской области войсковая часть 96550 включена в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 6 - 16).

В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ войсковая часть 96550 является налоговым агентом, на нее возложены обязанности по
исчислению, удержанию у налогоплательщиков (военнослужащих и гражданского персонала войсковой части) и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

8 июня 1999 года и 6 января 2004 года Инспекцией войсковой части 96550 выданы “свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации“ и “свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года“ (л.д. 6 - 10).

В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а также на основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 “Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению“, документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, является свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года.

Таким образом, войсковая часть 96550 была зарегистрирована Инспекцией в качестве юридического лица.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Однако, заявителем доказано, судом установлено и подтверждено материалами дела, что войсковая часть 96550 указанными
признаками юридического лица не обладает и предъявляемым законом к юридическому лицу требованиям не отвечает (л.д. 11 - 12).

Так, в соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне“ имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

С учетом изложенного, имущество указанной войсковой части является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Коломенской квартирно-эксплуатационной части района Московского военного округа, а поэтому войсковая часть 96550 не может отвечать им по своим обязательствам и распоряжаться по своему усмотрению.

Кроме того, войсковая часть 96550 находится на сметно-бюджетном финансировании, то есть получает финансирование из бюджета, которое может расходоваться только по строго определенным статьям расходов и в определенном сметой размере, в связи с чем, указанная войсковая часть не может распоряжаться выделяемыми ей денежными средствами по своему усмотрению и отвечать ими по своим обязательствам (л.д. 11).

Вместе с тем, в выданном войсковой части 96550 свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации от 8 июня 1999 г. не указана организационно-правовая форма юридического лица, однако, указана дата постановки юридического лица на учет - 22 марта 1994 г. и факт присвоения ему как налогоплательщику - юридическому лицу ИНН с кодом причины постановки на учет.

В свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года от 6 января 2004 г. в строке “полное наименование юридического
лица с указанием организационно-правовой формы“ указано - войсковая часть 96550. Дата регистрации в качестве юридического лица - 20 сентября 1993 года за N 13371, регистрирующий орган - Министерство обороны.

Кроме того, в документах, поступивших в военную прокуратуру Московского военного округа из Инспекции, указаны следующие сведения о войсковой части 96550: в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.05.2006 N 197 - организационно-правовая форма - учреждение, способ образования - регистрация юридического лица до 01.07.2002 при создании, учредителей как юридических, так и физических лиц - нет (л.д. 28).

В соответствии с пп. 9 п. 11 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ N 1357 от 11 ноября 1998 года (действовало до принятия Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ N 1082 от 16 августа 2004 года) вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных Сил входили в компетенцию Министра обороны РФ.

Однако, решение о создании юридического лица - войсковой части 96550 уполномоченным на то органом - Министром обороны РФ не принималось, учредительные документы не утверждались и в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не направлялись.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется определенный ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ перечень документов: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской
Федерации, учредительные документы юридического лица и др. В случае непредставления какого-либо из этих документов, либо несоответствия его действующему законодательству, согласно ст. 23 того же Федерального закона регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, Инспекция в нарушение определенного действующим законодательством порядка государственной регистрации юридических лиц, незаконно вынесла решение о регистрации войсковой части 96550 в качестве юридического лица и включила ее в Единый государственный реестр юридических лиц.

Указанным решением и действиями ответчика нарушены права Министерства обороны РФ по определению правового статуса его структурных подразделений, что также в силу п. 1 ст. 1, ст. 12, п. 1 ст. 51 ГК РФ в их системной взаимосвязи ведет к ограничению предусмотренного в рамках закона осуществления государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования юридического лица и к нарушению стабильности гражданского оборота, прав и охраняемых законом интересов его участников.

Статьи 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ устанавливают, что обязанность доказывания при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных и иных органов, возлагается на орган, принявший акт.

Ответчиком - МРИ ФНС РФ N 7 по МО, не представлены суду достаточные относимые и допустимые доказательства, подтверждающие законность и обоснованность принятия решения от 06.01.2004 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 96550, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Ответчик в своем отзыве заявляет о пропуске прокурором срока на обжалование ненормативного правового акта, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ.

Довод налогового органа о том, что заявитель пропустил 3-месячный срок для подачи заявления при оспаривании ненормативного правового акта, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, не может быть принят судом в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений
и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, является процессуальным сроком, а не сроком исковой давности, и этот срок установлен для обращения гражданина, организации, что следует из буквального текста нормы, при этом указанная норма предусматривает восстановление пропущенного по уважительной причине срока по заявлению гражданина, организации.

В данном случае, с заявлением обратился прокурор, а не гражданин или организация; право на обращение прокурора установлено частью 2 статьи 198 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявленные требования заместителя военного прокурора МВО подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 180, 200, 201, 319 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление, с учетом уточнений, удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС РФ N 7 по Московской области от 06.01.2004 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 96550, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 7 по Московской области внести запись в ЕГРЮЛ о принятии арбитражным судом решения о признании недействительной записи о включении в него 06 января 2004 года войсковой части 96550 в качестве юридического лица за основным регистрационным номером 1045004250026.

Выдать исполнительный лист.

Решение может
быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты принятия решения.