Решения и постановления судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2006, 04.07.2006 N 09АП-6808/2006-АК по делу N А40-9327/06-76-94 Объектом налогообложения акциза по природному газу по ранее действовавшему законодательству признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

27 июня 2006 г. Дело N 09АП-6808/2006-АК4 июля 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2006.

Полный текст постановления изготовлен 04.07.2006.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Г., судей - О.Н.О., Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С., при участии: от заявителя - Т.Л.А. по дов. N 01д-0198 от 10.03.2006, Т.А.Н. по дов. N 01д-0075 от 27.01.2006, от заинтересованного лица - О.Е.С. по дов. N 53-04-12/010378 от 21.06.2006, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ по КН N 2 на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2006 по делу N А40-9327/06-76-94, принятое судьей Ч., по заявлению ООО “Пермтрансгаз“ к МИФНС РФ по КН N 2 о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Пермтрансгаз“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС РФ по КН N 2 о признании недействительным решения налогового органа от 10.11.2005 N 145 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ ООО “Пермтрансгаз“, признании недействительным требования от 11.11.2005 N 184 об уплате ООО “Пермтрансгаз“ налога по состоянию на 11.11.2005.

Решением суда от 11.04.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указывая при этом на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией, в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив все представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, в соответствии с представленной ООО “Пермтрансгаз“ в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговой декларации по акцизу на природный газ за июль 2005 г., предприятие исчислило к уплате в бюджет сумму акциза в размере 566041 руб.

Согласно Уведомлению от 20.10.2005 N 53-18-09/1171 б, при проведении камеральной проверки инспекцией установлено, что ООО “Пермтрансгаз“ неправомерно применило налоговую ставку 15% по отношению к дебиторской задолженности по природному газу, отгруженному до 01.01.2001 в период действия ставки 30%, а оплаченной в 2005 г.

Письмом от 14.11.2005 налоговый орган уведомил предприятие, что 10 ноября 2005 г. МИФНС N 2 вынесено Решение N 145 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, в соответствии с которым ООО “Пермтрансгаз“ доначислен акциз на природный газ в размере 566041 руб. в связи с неправомерным, по мнению инспекции, применением налоговой ставки по оплаченной дебиторской задолженности за отгруженный до 01.04.1997, природный газ, направлено Требование N 184 об уплате налога по состоянию на 11.11.2005.

Довод налогового органа о том, что ООО “Пермтрансгаз“ не имело право применять к полученной в 2005 г. оплате дебиторской задолженности за газ, отгруженный до апреля 1997 г., ставку налогообложения в размере 15%, а обязано было применять ставку налогообложения 30%, действовавшие в момент отгрузки газа, в связи с чем, неправомерно занизило сумму акциза на природный газ, подлежащих уплате в бюджет, на 566041 руб., не принимается во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 и 53 Налогового кодекса РФ можно сделать вывод о том, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться ООО “Пермтрансгаз“ в соответствии с требованиями гл. 22 Налогового кодекса РФ - “Акцизы“. Вышеуказанная глава вступила в силу с 1 января 2001 г.

В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения акциза по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 2 статьи 188 Налогового кодекса РФ, а не подпункт 2 пункта 1.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 Налогового кодекса РФ налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.

В соответствии с п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ, осуществлялось по налоговым ставкам 15%.

В соответствии с п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.

Таким образом, порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у ООО “Пермтрансгаз“ в 2005 году (т.е. с сумм оплаты (выручки) за газ), должен осуществляться с учетом положений гл. 22 Налогового кодекса РФ, а именно пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 Налогового кодекса РФ.

Судом 1 инстанции при вынесении решения правильно установлено, что т.к. обязанность по уплате акциза возникла у ООО “Пермтрансгаз“ после 01.01.2001, к данной обязанности должны применяться положения гл. 22 Налогового кодекса РФ, в том числе установленные этой главой налоговые ставки.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 28.02.1995 “О государственном регулировании цен на природный газ“ имеет N 208, а не N 205.

В соответствии с ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ были признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Кодекса ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах (Закон РФ от 06.12.1991 “Об акцизах“), а также Постановления Правительства РФ, регулирующие ставки акциза в периоды до 2001 года, и на которые налоговый орган сослался в решении от 10.11.2005 N 145: Постановление Правительства РФ от 28.02.1995 N 205 “О государственном регулировании цен на природный газ“; Постановление Правительства РФ от 01.09.1995 N 859 “О ставке акциза на природный газ“; Постановление Правительства РФ от 03.09.1998 N 1018 “О ставке акциза на природный газ“.

Таким образом, инспекцией неправомерно сделаны ссылки на законодательные и нормативные акты по акцизам, которые с 1 января 2001 года (или даже ранее) уже утратили юридическую силу, поскольку фактически, налоговые органы требуют от ООО “Пермтрансгаз“ исчислять и уплачивать в 2005 году акциз по ставкам, которые были установлены утратившими и не действующими нормативными правовыми актами, в связи с чем ссылка инспекции в жалобе на положения ст. 5 Налогового кодекса РФ в данном случае является необоснованной, так как порядок применения гл. 22 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрен ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Кроме того, с 01.01.2004 в силу вступил Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ“, в соответствии с п. п. 14 и 15 ст. 1 и ст. 9 которого минеральное сырье было исключено из числа подакцизных товаров.

При этом положениями ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ было установлено специальное правило, согласно которому “по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона“.

Поскольку до 01.01.2004, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, порядок взимания акцизов по природному газу регулировался положениями гл. 22 Налогового кодекса РФ, которые устанавливали дату реализации подакцизного минерального сырья как день его оплаты (п. 1 ст. 195) и ставку по налогу в размере 15% (ст. 193), то ООО “Пермтрансгаз“ правомерно и обоснованно применило в 2005 г. при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 01.04.1997 природный газ налоговую ставку 15%.

Не принимается во внимание довод налогового органа о том, что акциз является косвенным налогом, поэтому уплата его в бюджет, должна осуществляться по ставкам, которые были заложены в цену товара на момент отгрузки природного газа, поскольку в соответствии с тем порядком исчисления акциза, который был установлен Законом РФ “Об акцизах“ в 90-х годах, акциз непосредственно включался в цену товаров и минерального сырья, и в отличие от НДС и налога с продаж, не взимался “сверху“.

Более того, налоговый орган не учитывает, что требование о выделении в расчетных документах суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона РФ “Об акцизах“ дополнения, в соответствии с которым сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой.

Данное обстоятельство, свидетельствует о том, что сформированная до 01.04.1997 дебиторская задолженность ООО “Пермтрансгаз“ по отгруженному, но не оплаченному газу, реально отражала цену природного газа.

Кроме того, применительно к счетам-фактурам, требование о выделении суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона РФ “Об акцизах“ дополнения, в соответствии с которым сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой (п. 5 Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об акцизах“).

Таким образом, ООО “Пермтрансгаз“ правомерно не выставляло счета-фактуры при отгрузке природного газа до 1997 г. покупателям.

Таким образом, ООО “Пермтрансгаз“ правомерно исчислило акциз за природный газ, отгруженный потребителям до 1997 г., исходя из даты возникновения объекта (август 2005 г.), по правилам и по налоговой ставке, установленным гл. 22 Налогового кодекса РФ.

Не принимается во внимание ссылка налогового органа на Инструкцию ГНС РФ от 01.11.1995 N 40 “О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ“, поскольку в период возникновения объекта налогообложения за отгруженный ООО “Пермтрансгаз“ природный газ подлежала применению Инструкция по заполнению налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ), утвержденная Приказом МНС РФ от 10.12.2003 N БГ-3-03/675@ (зарег. в Минюсте РФ 15.01.2004 N 5417).

Согласно п. 4.3 “Определение налоговой базы“ данной Инструкции, в целях исчисления акциза применяется стоимость реализованного природного газа не ниже установленных при государственном регулировании цен (пп. 4.3.7).

В соответствии с п. 4.4 “Расчет суммы акциза“ Инструкции при исчислении акциза на природный газ применяются налоговые ставки, которые определяются в соответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ (пп. 4.4.1). При этом сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пп. 4.4.2).

Иного порядка исчисления акциза на природный газ налоговым законодательством и подзаконными нормативными актами не установлено.

Таким образом, при исчислении акциза на природный газ в августе 2005 г. ООО “Пермтрансгаз“ правомерно применило нормы гл. 22 Налогового кодекса РФ.

Не принимается во внимание довод налогового органа о том, что ООО “Пермтрансгаз“ произвольно изменило цену на отгруженный природный газ, поскольку в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ цены (тарифы) на природный газ подлежат государственному регулированию федеральными органами исполнительной власти. На предприятие поступила выручка исходя из тех цен (тарифов) на природный газ, которые были установлены государством, без какого-либо изменения цены.

Таким образом, утверждение налогового органа о том, что ООО “Пермтрансгаз“ произвольно изменило цену, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Порядок исчисления акцизов регулируется налоговым законодательством. При этом в п. 13 ст. 40 Налогового кодекса РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Следовательно, ООО “Пермтрансгаз“ правомерно исчислило акциз исходя из государственной цены и исходя из даты реализации (поступления оплаты), реальной базы и ставки, действующей в период ее образования.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2006 по делу N А40-9327/06-76-94 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.