Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.05.2006 по делу N А06-6010У/4-24/05 Пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начисляются только по итогам отчетного периода, а не по окончании каждого месяца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 мая 2006 года Дело N А06-6010У/4-24/05“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Астрахани

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.01.2006 по делу N А06-6010У/4-24/05

по заявлению Открытого акционерного общества “Астраханский станкостроительный завод“, г. Астрахань, к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Астрахани, третье лицо - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани, о признании незаконными действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество
“Астраханский станкостроительный завод“ обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Астрахани о признании действий должностных лиц налогового органа в части начисления пеней по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и взносам на обязательное пенсионное страхование незаконными.

Решением Арбитражного суда первой инстанции от 10.01.2006 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Налоговый орган не согласен с принятым судебным решением и обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, налоговый орган, начиная с 2002 г., периодически выставляет на расчетный счет истца инкассовые поручения на взыскание пени по ЕСН, исчисляя их по итогам ежемесячных платежей, представляемых в пределах отчетного периода по данному виду налога. С 2002 г. налоговым органом были предъявлены к взысканию пени по ЕСН на сумму 64198,65 руб.

Кроме того, налоговый орган направляет в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Астрахани документы на взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени по ним, исчисляя пени внутри отчетного периода.

На основании полученных от ИФНС документов Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Астрахани 12.09.2005 выставило налогоплательщику требование N 314 об уплате задолженности в Пенсионный фонд на сумму 52154,13 руб.

В соответствии
с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации любой налог должен быть уплачен в бюджет по окончании налогового периода. Под налоговым периодом согласно п. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что по смыслу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. При этом при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода.

Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу
признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Как указано в п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Таким образом, пени могут быть начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, определенных по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно.

В нарушение ст. 23 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ расчет пени произведен исходя из месячного срока. Однако согласно данной статье под отчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывается разница между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный периода, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Пунктом 2 статьи 24 Закона N 167 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ предусмотрено, что данные об
исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченных за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный период.

Пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ установлено, что декларация по итогам расчетного периода представляется не позднее 30 марта года, следующего за расчетным периодом.

Поскольку законодательством определено, что сумма ежемесячных авансовых платежей исчисляется не по итогам отчетного периода, а подлежащая уплате в бюджет (внебюджетный фонд) сумма ЕСН и страховых взносов определяется по итогам отчетных и налоговых (расчетных) периодов исходя из налоговой базы с учетом дифференцированной ставки (тарифа) налогообложения, суд обоснованно посчитал, что названные платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов (страховых взносов), несвоевременная уплата которых влечет начисление пени в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена в Информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“.

При таких обстоятельствах суд правомерно признал действия налогового органа в части помесячного начисления пеней по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование незаконными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.01.2006 по делу N А06-6010У/4-24/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.