Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.05.2006 по делу N А55-32510/05-54 Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика за счет средств Пенсионного фонда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 мая 2006 года Дело N А55-32510/05-54“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Маслозавод “Большечерниговский“ (далее - ОАО “Маслозавод “Большечерниговский“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области, выраженного в письме от 29 августа 2005 г. N 09-32/9625, в возврате (зачете) излишне уплаченных налогов в сумме 137969 руб. с обязанием налоговый орган осуществить возврат указанной суммы налогов; а также о взыскании с Налоговой инспекции процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных налогов
в сумме 3642 руб. 38 коп. и расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеглушицком районе Самарской области; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2005 г. заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ Налоговой инспекции, выраженный в письме от 29 августа 2005 г. N 09-32/9625, в возврате (зачете) излишне уплаченных налогов в сумме 137969 руб. с обязанием налоговый орган осуществить возврат излишне уплаченных налоговых платежей в указанной сумме, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что зачет переплаты страховых взносов на финансирование страховой (коды 101610, 1010611) или накопительной (коды 101620, 101621) части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по одному из данных кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку положения данной статьи предусматривают возврат (зачет) только излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пени, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию “налога“.

В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела,
заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела усматривается, что 18 августа 2005 г. ОАО “Маслозавод “Большечерниговский“ обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области с заявлением об осуществлении зачета либо возврата ошибочно перечисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации налоговых платежей и страховых взносов на пенсионное страхование в связи с неверным указанием в платежных поручениях кода бюджетной классификации и ОКАТО.

Письмом от 29 августа 2005 г. N 09-32/9625 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области отказала ОАО “Маслозавод “Большечерниговский“ в зачете (возврате) переплаты страховых взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию “налога“, закрепленному в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем налоговые органы не имеют права производить возвраты или зачеты излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Факт переплаты страховых взносов в сумме 137969 руб. установлен и налоговым органом не оспаривается, кроме того, Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеглушицком районе подтверждено ошибочное зачисление суммы страховых взносов на иной код бюджетной классификации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой,
регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 указанного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

При этом согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы имеют право осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Таким образом, Закон о пенсионном страховании не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговые органы возложена обязанность по зачету или возврату излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих, в том числе, и в государственные внебюджетные фонды, по письменному заявлению плательщика, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В соответствии с п. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, Постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Однако доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм материального либо процессуального права, в связи с чем
суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по делу.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2005 г. по делу N А55-32510/05-54 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области, с. Красноармейское Самарской области, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.