Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.05.2006 по делу N А65-41103/2005-СА1-19 Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год; отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 мая 2006 года Дело N А65-41103/2005-СА1-19“

(извлечение)

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя Ларионовой М.Н. (далее - Предприниматель) 660 руб. авансовых платежей по единому социальному налогу по сроку уплаты 15.07.2005, на основании п. 4 ст. 244 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 23.01.2006 в удовлетворении требования отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанный
судебный акт, мотивируя тем, что срок уплаты авансовых платежей установлен п. 4 ст. 244 Налогового кодекса Российской Федерации за январь - июнь не позднее 15 числа текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции 05.05.2006 объявлен перерыв до 12 час. 15 мин. 10.05.2006.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании данных, указанных в представленной Предпринимателем налоговой декларации о предполагаемом доходе по единому социальному налогу, Инспекцией исчислены авансовые платежи за январь - июнь 2005 г.

Требование Инспекции мотивировано тем, что налоговое уведомление N 2246646 от 15.06.2005 об уплате авансовых платежей по налогу не позднее 15.07.2005 и требование N 50678 об их уплате по состоянию на 22.07.2005 Предпринимателем не исполнено, в связи с чем Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно п. 1 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений,
начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 N 82-О, сроки уплаты налогов и сборов, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации); при этом уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном данным Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм следует, что окончательная сумма единого социального налога определяется по итогам отчетного периода, а авансовые платежи внутри отчетного периода, уплачиваемые в соответствующие бюджеты в установленные в п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, учитываются при исчислении итоговой суммы единого социального налога по результатам отчетного периода. На это указывает и обязанность налогоплательщиков представлять расчеты по единому социальному налогу только за отчетный период, а не ежемесячно.

В то же время, заявляя требование о взыскании с Предпринимателя 660 руб. авансовых платежей по единому социальному налогу,
доказательств, подтверждающих факт наличия задолженности по уплате указанных авансовых платежей по итогам отчетного периода 1 кв. и полугодия 2005 г., Инспекция в суд не представила, и таких документов в материалах дела нет.

При таких обстоятельствах налоговое уведомление N 2246646 от 15.06.2005 об уплате авансовых платежей по налогу за январь - июнь 2005 г. и требование N 50678 от 22.07.2005 сами по себе в данном случае не могут быть приняты как основание для удовлетворения требования, в связи с чем судом обосновано отказано в удовлетворении требования.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.01.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-41103/2005-СА1-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.