Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.04.2006 по делу N А65-22517/2005-СА1-29 Решение налогового органа признано законным в части доначисления налога на прибыль по арендным платежам, т.к. доходы бюджетного учреждения от сдачи федерального имущества в аренду являются его внереализационными доходами и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль, однако заявитель правомерно уменьшил налоговую базу на затраты, связанные с ремонтом здания, в размере, пропорциональном доле средств, полученных от коммерческой деятельности, в общем объеме финансирования бюджетного учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 апреля 2006 года Дело N А65-22517/2005-СА1-29“

(извлечение)

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Казанский техникум железнодорожного транспорта“, г. Казань, (далее - техникум, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району г. Казани (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене решения от 13.07.2005 N 519.

Впоследствии Техникум уточнил требования и просил суд признать п. п. 1, 2.1 и 2.2 решения от 13.07.2005 недействительными в части доначисления налога на прибыль в сумме 425589,50
руб., пеней в сумме 18179,60 руб., взыскания штрафа в сумме 85117,90 руб.

Решением суда первой инстанции от 26.10.2005 требования заявителя удовлетворены, суд признал незаконным обжалуемое решение налогового органа в части доначисления ФГОУ “Казанский техникум железнодорожного транспорта“ налога на прибыль в сумме 425589,50 руб., пеней в сумме 18179,60 руб., штрафа в сумме 85117,90 руб.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2006 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Техникум просит отменить Постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции нормы налогового законодательства применены неправильно. Доходы от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного за арендодателем, перечисляются арендаторами в доход федерального бюджета, они не отражаются во внереализационных доходах и не учитываются при исчислении налога на прибыль. Расходы на ремонт основных средств - федерального имущества, закрепленного за Техникумом на праве оперативного управления, - обоснованно отнесены на затраты при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Расходы, которые невозможно отнести к конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции объявлялся перерыв в судебном заседании до 15 час. 45 мин. 20.04.2006.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г. по вопросу правильности исчисления сумм налога, в ходе которой выявлено занижение заявителем налога на прибыль за 2004 г. в сумме 652838 руб.

Результаты проверки
отражены в акте проверки от 23.06.2005 N 545.

По мнению налогового органа, Техникум необоснованно не отразил внереализационные доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, в размере 24222 руб., чем нарушил требования ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпунктов 1, 3 ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); необоснованно отнес на расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, затраты по проведению текущего ремонта здания в сумме 881214 руб. и затраты, которые не могут быть отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, в сумме 867852 руб.

Решением от 13.07.2005 N 519 Техникум привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в сумме 130311,88 руб. Техникуму предложено уплатить доначисленный налог на прибыль за 2004 г. в сумме 652838 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 27886,74 руб.

Заявителем оспорен штраф в сумме 85117,80 руб., предложение уплатить доначисленный налога на прибыль в сумме 425589,50 руб., и начисление пеней в сумме 18179,60 руб.

Признавая законным вывод налогового органа о необходимости включения в налогооблагаемую базу бюджетного учреждения доходов от сдачи государственного имущества в аренду, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 321.1 НК РФ бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения
обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях гл. 25 НК РФ иными источниками - доходами от коммерческой деятельности - признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Статьей 28 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ предусмотрено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание учреждения в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования бюджетного учреждения и развития его материально-технической базы.

В соответствии со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов
бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Суд кассационной инстанции находит правильным вывод налогового органа и суда апелляционной инстанции о том, что доходы техникума от сдачи федерального имущества в аренду являются его внереализационными доходами и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В силу прямого указания закона данные суммы подлежат включению в доход федерального бюджета и подлежат отражению на лицевых счетах бюджетных учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования бюджетного учреждения только после уплаты предусмотренных действующим законодательством налогов и сборов.

В данной части Постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным, правовых оснований к его отмене или изменению не имеется.

Судом апелляционной инстанции признано необоснованным отнесение на затраты при исчислении налога на прибыль расходов в сумме 881214 руб., произведенных заявителем на проведение текущего ремонта здания, находящегося в федеральной собственности, а также расходов в сумме 867852 руб., которые невозможно отнести к конкретному виду деятельности по статьям расходов “прочие расходные материалы“, “командировки, служебные разъезды“, “текущие расходы“, “приобретение оборудования и предметов снабжения“.

При этом суд апелляционной инстанции согласился с выводом налогового органа о том, что в нарушение требований п. 1 ст. 321.1 НК РФ заявителем не ведется раздельный учет расходов, произведенных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (коммерческой деятельности и внереализационных доходов), что приводит к недопустимости принятия в целях исчисления налога на прибыль произведенных заявителем расходов на ремонт основных средств.

Данный вывод суда апелляционной инстанции суд кассационной инстанции находит ошибочным.

Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщики
уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также расходы на поддержание их в исправном состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

В силу п. 1 ст. 321.1 НК РФ бюджетные организации, которые получают бюджетные средства на основании сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получают доходы от предпринимательской деятельности, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В качестве доходов от иных источников понимаются доходы от коммерческой деятельности бюджетной организации, а именно доходы от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав, внереализационные доходы.

Техникум финансировался за счет бюджетных средств и доходов от коммерческой деятельности.

Закрепленные за Техникумом здания использовались как для осуществления уставной деятельности, так и для коммерческой деятельности. Исходя из данных обстоятельств, распределение расходов должно производиться пропорционально полученным доходам от коммерческой деятельности и целевого финансирования.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Техникум обоснованно уменьшил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на затраты, связанные с ремонтом здания, в размере, пропорциональном доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме финансирования бюджетного учреждения.

Вывод суда апелляционной инстанции о неприменении п. 3 ст. 321.1 НК является неправильным. Названная норма содержит указание на необходимость пропорционального распределения отдельных расходов, прямо поименованных в этом пункте, а именно: оплата коммунальных услуг, услуг связи,
транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, и не содержит запрет на пропорциональное распределение иных расходов, понесенных бюджетным учреждением.

Вывод суда первой инстанции о пропорциональном распределении расходов в сумме 881214 руб., произведенных заявителем на проведение текущего ремонта здания, находящегося в федеральной собственности, а также расходов в сумме 867852 руб., которые невозможно отнести к конкретному виду деятельности по статьям расходов “прочие расходные материалы“, “командировки, служебные разъезды“, “текущие расходы“, “приобретение оборудования и предметов снабжения“, является правильным.

В данной части Постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Исходя из изложенного и руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 19.01.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-22517/2005-СА1-29 отменить в части отказа в удовлетворении заявления Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Казанский техникум железнодорожного транспорта“ о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району г. Казани от 13.07.2005 N 519 о незаконности отнесения на затраты по налогу на прибыль расходов в сумме 881214 руб. на текущий ремонт основных средств и расходов в сумме 867852 руб., которые не могут быть отнесены на затраты по конкретному виду деятельности.

В отмененной части Постановления апелляционной инстанции оставить в силе решение суда первой инстанции от 26.10.2005.

В остальной части Постановление апелляционной инстанции по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу удовлетворить частично.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.