Постановление ФАС Поволжского округа от 03.04.2006 по делу N А55-14203/2005-3 Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 апреля 2006 года Дело N А55-14203/2005-3“
(извлечение)
Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области о признании незаконным ее решения от 28.04.2005 N 03-18/1/376 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.08.2005 заявление удовлетворено частично, оспариваемое решение налогового органа о привлечении Общества к налоговой ответственности признано незаконным в части взыскания штрафа в сумме 850 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2005 решение суда первой инстанции изменено, признано незаконным решение налогового органа в части привлечения ОАО “АВТОВАЗ“ к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 250 руб. В остальной части решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с Постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований ОАО “АВТОВАЗ“ отказать. Указывает, что ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации установлен пятидневный срок для представления документов, которые должны существовать у организации в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательства. Этот срок при представлении регистров налогового учета и регистров аналитического учета по расходам в виде процентов по долговым обязательствам налогоплательщиком пропущен.
До принятия Постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 03.04.2006.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает Постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене, решение арбитражного суда первой инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, оспариваемым решением налогового органа от 28.04.2005 N 03-18/1/376 Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом п. 4 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания налоговых санкций в сумме 1100 руб. за непредставление в установленный срок истребованных налоговым органом документов.
Требование N 135 от 05.03.2005 было получено Обществом 09.03.2005.
Учитывая объем запрашиваемых документов и необходимость времени для их подготовки, Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ“ обратилось к ответчику с просьбой о переносе срока представления документов на 21.03.2005. Запрашиваемые документы были направлены налоговому органу в срок, указанный в просьбе об отсрочке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 250 руб. за несвоевременное представление пяти документов на 6 листах: регистров налогового учета “Внереализационные доходы“, “Внереализационные расходы и убытки, приравненные к внереализационным расходам“ и документов аналитического учета по расходам в виде процентов по долговым обязательствам.
При этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Из вышеприведенной правовой нормы следует, что налоговая санкция предусмотрена за непредставление документов и сведений, которые прямо предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Следовательно, довод налогового органа о том, что на момент составления декларации по налогу на прибыль налогоплательщик должен иметь все необходимые документы по исчислению налогооблагаемой базы, является правомерным и обоснованно учтен судом первой инстанции при рассмотрении спора.
Согласно ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Форма налоговых регистров, истребуемых ответчиком на основании требования N 135 от 05.03.2005, предусмотрена схемой организации налогового учета Открытого акционерного общества “АВТОВАЗ“, утвержденной 30.12.2003.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно заключил, что для исполнения требования налогового органа в части представления регистров налогового учета “Внереализационные расходы и убытки, приравненные к внереализационным расходам“, “Внереализационные доходы“ и регистров аналитического учета по расходам в виде процентов по долговым обязательствам срок, установленный ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации, был достаточным.
Кроме того, согласно приобщенным к материалам дела документам из числа истребованных ответчиком (л. д. 25 - 27), последние содержат дату изготовления до истечения пятидневного срока с момента получения требования либо составлены до направления требования (февраль 2005 года).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении его требований в части, касающейся штрафа в размере 250 руб. за несвоевременное представление пяти документов.
Выводы суда апелляционной инстанции в этой части об отсутствии вины налогоплательщика в несвоевременном представлении указанных пяти документов противоречат приведенным выше нормам права и материалам дела, в связи с чем оно подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
В части, касающейся штрафа в сумме 850 руб., суд признал решение налогового органа незаконным, и последний судебное решение в этой части не оспаривает, о чем представитель налогового органа подтвердил в судебном заседании в суде кассационной инстанции.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 24.11.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-14203/2005-3 отменить, оставить в силе решение первой инстанции того же суда от 31.08.2005.
Поручить Арбитражному суду Самарской области произвести распределение расходов по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании настоящего Постановления и материалов дела.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.