Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 по делу N А49-10784/2005-275А/21 Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика за счет средств Пенсионного фонда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 марта 2006 года Дело N А49-10784/2005-275А/21“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Пензаэнерго“ (далее - ОАО “Пензаэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области (далее - Инспекция, налоговый орган) об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1081891 руб.

Решением суда первой инстанции от 29.11.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2006, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на
неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, характеризуются отличным от налоговых платежей целевым предназначением и иной социально-правовой направленностью, а потому не могут признаваться налогами.

Пункт 13 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не распространяется на возврат страховых взносов налоговыми органами. Порядок возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не урегулирован действующим законодательством, поэтому права налоговых органов в этой области не могут быть выведены опосредованно из положений Кодекса. Доводы Инспекции подробно изложены в кассационной жалобе.

В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установил следующее.

Как видно из материалов дела, ОАО “Пензаэнерго“ платежными поручениями от 13.07.2005 N 620, от 12.08.2005 N 785 уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1081891 руб., указав при этом в платежных документах код бюджетной классификации страховых взносов, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Обнаружив ошибку, ОАО “Пензаэнерго“ платежным поручением от 17.08.2005 N 7473 уплатило страховые взносы, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 1081891 руб. по надлежащим реквизитам.

Факт излишней уплаты ОАО “Пензаэнерго“ страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ее размер Инспекцией признается.

15.08.2005 ОАО
“Пензаэнерго“ обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате на его расчетный счет излишне уплаченных страховых взносов.

Письмом от 12.09.2005 N НЕ-08-05/1-84404 Инспекция отказала ОАО “Пензаэнерго“ в возврате названных страховых взносов на том основании, что страховые взносы не являются налоговыми платежами, вследствие чего действие ст. 78 Кодекса на них не распространяется.

Считая незаконным отказ налогового органа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, ОАО “Пензаэнерго“ обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования ОАО “Пензаэнерго“, Арбитражный суд Пензенской области правомерно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ).

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения гл. 12 Кодекса.

Таким образом, довод Инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению
налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При этом, как правильно указали судебные инстанции, указанная норма не вступает в противоречие с понятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Суды установили, что у ОАО “Пензаэнерго“ имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1081891 руб., за возвратом которой оно обратилось в Инспекцию. Факт излишней уплаты ОАО “Пензаэнерго“ страховых взносов налоговым органом признается.

Поэтому Арбитражный суд Пензенской области правомерно признал незаконным решение Инспекции об отказе ОАО “Пензаэнерго“ произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1081891 руб. и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приведенным налоговым органом в отзыве на заявление, апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана верная правовая оценка. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит
оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.11.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 13.01.2006 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-10784/2005-275А/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.