Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2006 по делу N А55-4450/2005-30 Арбитражный суд признал неправомерными действия налогового органа по зачету имеющейся переплаты по налогам в погашение пеней, так как самостоятельно, при отсутствии заявления налогоплательщика о зачете, налоговый орган вправе направить суммы переплаты только в погашение недоимки по налогам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 марта 2006 года Дело N А55-4450/2005-30“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Самараэнерго“ (далее - ОАО “Самараэнерго“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) с учетом уточнения предмета требований, принятых судом, о признании недействительным ненормативного правового акта - письма от 28.12.2004 N 04-11/1703/01-11/18196, а также признании незаконными действий налогового органа по проведению зачета переплаты по налогу на рекламу (КБК 1400503) в сумме 76651, 63 руб. -
в уплату пеней по налогу с продаж (КБК 1020700); по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели (КБК 1400502) в сумме 2473,29 руб. - в уплату пеней по прочим местным налогам и сборам (КБК 1400540); по налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов от российской организации иностранными организациями (КБК 1010107), в сумме 4320708,88 руб. - в уплату налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет; по налогу на прибыль, поступающему в местный бюджет, (КБК 1010110) в сумме 1457458 руб. - в уплату пеней по прочим местным налогам и сборам (КБК 1400540); по налогу на прибыль, поступающему в бюджет субъекта Федерации, (КБК 1010102) в сумме 69154784,38 руб. - в уплату пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог (КБК 1400303); по налогу на рекламу (КБК 1400503) в сумме 26843,77 руб. - в уплату пеней по прочим местным налогам и сборам (КБК 1400540); по налогу на рекламу (КБК 1400503) в сумме 286,98 руб. - в уплату пеней по прочим местным налогам и сборам (КБК 1400540).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.09.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 17.11.2005, требования заявителя удовлетворены.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судом нормы налогового законодательства применены неправильно, оспариваемый акт и действия соответствуют положениям, установленным ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения
оснований не находит.

Из материалов дела усматривается и это установлено судом, что письмом от 28.12.2004 N 04-11/1703/01-11/18196 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области уведомила ОАО “Самараэнерго“ о проведенных ею зачетах в уплату недоимки по налогам.

Арбитражный суд пришел к выводу о незаконности самостоятельно проведенных налоговым органом зачетов переплаты по налогам.

Суд кассационной инстанции находит данный вывод правильным.

В силу п. 5 ст. 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Налоговым органом излишне уплаченные суммы налогов направлены на погашение пеней по налогам, о чем оспариваемым письмом налоговый орган проинформировал заявителя.

Суд установил, что заявления о зачете пеней от заявителя в налоговый орган не поступали, указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается. При таких обстоятельствах действия налогового органа по зачету имеющейся переплаты по налогам в погашение пеней является неправомерным, так как противоречит положениям п. 5 ст. 78 Кодекса, в соответствии с которыми самостоятельно, при отсутствии заявления налогоплательщика о зачете, налоговый орган вправе направить суммы переплаты только в погашение недоимки по налогам.

Платежным поручением от 28.09.2004 N 13330 заявителем были перечислены дивиденды по обыкновенным акциям в сумме 54608791,82 руб.

Платежным поручением от 07.10.2004 N 13717 ОАО “Самараэнерго“ перечислило в бюджет налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов российской организации
иностранными организациями, в размере 4318224,71 руб.

Данный налог был перечислен заявителем как налоговым агентом в установленный срок и не являлся излишне уплаченным, так как п. 4 ст. 289 Кодекса установлено, что налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, сумма уплаченного налога на прибыль до окончания налогового периода не может рассматриваться как излишне уплаченная и направлена в погашение недоимки по другим налогам.

Арбитражным судом требования заявителя удовлетворены обоснованно.

Правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.09.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 17.11.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-4450/2005-30 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.