Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.02.2006 по делу N А12-24956/04-С19 Потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 февраля 2006 года Дело N А12-24956/04-С19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение от 5 октября 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 15 - 22 ноября 2005 г. по делу N А12-24956/04-С19 Арбитражного суда Волгоградской области

по иску Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала Приволжской железной дороги к Министерству финансов Российской Федерации, Главному финансово-казначейскому управлению администрации Волгоградской области, с привлечением третьего лица без самостоятельных требований на предмет
спора - Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области, о взыскании 12150093 руб. 10 коп. убытков, в связи с предоставлением услуг отдельным категориям граждан,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 22.02.2005 Арбитражного суда Волгоградской области отказано в удовлетворении иска Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала Приволжской железной дороги к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 12101935 руб. 60 коп. убытков за счет казны Российской Федерации, возникших в 2003 г. в связи с предоставлением льгот по проезду на междугородном, внутрирегиональном и пригородном железнодорожных маршрутах согласно ст. 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.95.

Производство по делу к Управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области и Главному финансово-казначейскому управлению администрации Волгоградской области прекращено в связи с отказом истца от исковых требований к ним.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2005 решение отменено в части отказа во взыскании убытков с Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Решением от 05.10.2005 Арбитражного суда Волгоградской области взыскано с Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ 12101935 руб. 60 коп., в части взыскания 48157 руб. 50 коп. производство по делу прекращено в связи с частичным отказом истца от иска.

Постановлением апелляционной инстанции того же арбитражного суда от 22.11.2005 решение оставлено без изменения.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, обжалуя решение от 05.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.11.2005 в кассационной порядке, просит их отменить и направить дело
на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права, ошибочностью выводов о финансировании льгот только из федерального бюджета, отсутствием незаконности действий согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствием списков инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, отсутствием информации о сложившихся убытках истца в акте сверки с Управлением социальной защиты населения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, истец - Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала Приволжской железной дороги“ - в 2003 г. понес расходы в сумме 17134653 руб. 10 коп., связанные с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, по предоставлению льгот пассажирам по проезду железнодорожным транспортом, в том числе в междугородном, внутрирегиональном и пригородном сообщениях.

Фактически Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области по договору N 1704/02 от 26.12.2002, заключенному с истцом, возмещено расходов на сумму 4984550 руб., в пределах, выделенных из федерального бюджета целевого финансирования.

Согласно актам сверки расчетов, составленным в соответствии с п. 2.1.2 договора N 1704/02, остаток невозмещенных расходов по перевозкам в пригородном сообщении составил 3270139 руб., в дальнем сообщении - 8879964 руб. 10 коп.

Акты сверки расчетов, подтвержденные первично-учетными документами, исследованы и оценены судом первой и апелляционной инстанции как достоверные и относимые доказательства.

Согласно ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы
по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанции дал правильную оценку фактическим обстоятельствам дела и взыскал убытки в доказанной материалами дела сумме 12101935 руб. 60 коп. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, приняв отказ от 48157 руб. 50 коп.

Вина ответчика заключается в непринятии необходимых мер по финансированию произведенных истцом затрат на исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях граждан, имеющих детей“ устанавливается, что субсидии, выделяемые бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, финансируются из фонда компенсаций Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 85 от 10.02.2003 срок действия указанного Постановления (N 536 от 14.07.2001) продлен на 2003 год.

Таким образом, решение от 05.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.11.2005 Арбитражного суда Волгоградской области приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, а выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, оснований для их отмены не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.11.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-24956/04-С19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.